Репортаж с центральной площади: вторая ночь в «Городке Достоинства»

К 19.30 второго дня протеста (8 сентября) люди снова начинают стягиваться к площади Великого Национального Собрания, чтобы выразить недовольство нынешним правительством, а также надежды на лучшее будущее для детей, молодежи, стариков. Также собравшиеся требуют отставки президента и всего правительства. Палаточный городок, или так называемые «Городок Достоинства» значительно разросся.
Вдруг толпа, повернутая лицами к сцене и зданию правительства, начинает улюлюкать: из здания выходит человек, похожий внешне на нынешнего премьера. «Подождите, это не Стрелец!», – говорит в микрофон Игорь Боцан, член платформы DA, останавливая возгласы людей.
Вдоль тротуара, отделяющего площадь от здания правительства, протянулся палаточный городок. Вчера вечером насчитывалось примерно 105 палаток, каждая из них пронумерована, на некоторых снаружи наклеены надписи и слоганы, или местность, откуда прибыли жильцы палатки. Не понятно, если все палатки заселены, некоторые из них выглядят так, как будто там никого нет (естественно, это надо проверить и уточнить).
Пробираясь через палатки, меня спрашивает одна пара, где можно пожертвовать деньги, я указываю на палатку-столовую, где все кипит от движения. Несколько молодых людей делают бутерброды и чай, старичок подметает, позади палатки люди сидят на картонных подстилках и греются. Позже я узнаю, что пожертвования делаются в палатке № 102, что был организован специальный медпункт, что привезли био туалеты и что «домнул Станислав обеспечивает перевоз протестующих туда, где они могут принять душ». На часах 21.30.
«Будем бдительны и внимательны, чтобы в наших рядах не было провокаторов. Если увидите подозрительного кого, обращайтесь к моим товарищам, ветеранам войны, или к полицейским. Установлено сотрудничество с полицией, поэтому прошлой ночью обошлось без инцидентов. Будем!», – раздается с трибуны. «Браво!» – отвечают люди.
Когда на часах на арке пробило 22.00, со сцены объявили, что вещание окончено и попросили всех соблюдать общественную тишину и порядок. Более тысячи человек, находящиеся к тому времени на площади, начали расходиться, а протестующие, решившие остаться на ночь, стали подтягиваться к своим палаткам в «Городке Достоинства».
Нам нужна железная выдержка!
Андрея (32 года) мы встретили у палатки с надписью «Сипотень». «Я приехал из Теленешт. Ночевал тут и еще, надеюсь, по-ночуем пока не увидим, что наше правительство подало в отставку. Хватит уже подорожаний. Уже так все подорожало, что нам не на что ехать домой, стоим тут из нужды, пока нам не вернут наши деньги, чтоб мы могли уехать домой! Пусть уходят из правительства и на их место придем мы! Мы сделаем так, чтобы люди жили лучше и не будем их обворовывать», – заявляет Андрей.
И Эммануел, инвалид I группы, тоже провел ночь на площади. «Сегодня буду стоять и завтра, если понадобится. Я борюсь за правду, хочу, чтобы нам вернули то, что украли. Нам нужна железная выдержка!», – подбадривает себя мужчина. На вопрос о том, кто он хочет, чтобы занял место нынешнего правительства, Эммануел отвечает, что «простой, честный человек, из народа и не желательно, чтобы он был уж очень из бизнесменских». Проще всего, по его мнению, найти такого прямо тут на площади. «Здесь люди терпят под солнцем, голодные, оставляют семьи, чтоб сюда приехать. Из таких надо выбрать правительство!», – считает Эммануел.
«Меня беспокоит, что воды Прута уже пропитались запахом контрабандных сигарет»
Георге, пограничный полицейский, – еще один мужчина, которого ждет дома семья. Он приехал из Унген и собирается вторую ночь оставаться на площади. Георге взял отпуск на месяц, чтобы мочь быть вместе с другими протестующими. У него уставшие, но счастливые глаза. «Мы в эполетах, нам нельзя протестовать. Но я взял отпуск и нахожусь тут, как рядовой гражданин. У нас внутри нашей системы тоже есть вещи, которые меня не устраивают: когда покупаются должности, когда люди продвигаются за несуществующие заслуги. Например, меня беспокоит, что воды Прута уже пропитались запахом контрабандных сигарет», – говорит пограничный полицейский, воодушевляемый своим сожителем по палатке Раду. Семьи этих мужчин остались дома и наблюдают за происходящим по телевизору. «Мы тут не для нас стоим, а для наших родителей с мизерной пенсией и для детей, достойных лучшего будущего…и для страны», – говорит Раду.
Рядом стоит палатка, населенная молодыми людьми 18-20 лет. И они пришли на площадь высказать интересы своих семей. «Наши родители уже пожилые, они не могут прийти сюда и сидеть на холоде», – говорит Елена, чьи родители имеют различные мнения по поводу происходящего в центре столицы: мать против нахождения дочери там, а отец, чей характер она унаследовала, понимает дочь. И друзья Елены также провели ночь на площади. «Мы легли в 3 ночи и проснулись в 6 утра. Было сложно, но это того стоило. Родители приходят днем, поддерживают нас. Мы молодые, как раз подходящий возраст, чтобы поддерживать страну и родителей», – говорят Корнелиу и Адриан.
Где-то чуть поодаль слышится „Răsai, Răsai” («Поднимайся, Поднимайся») Дойны и Иона Алдя-Теодорович…Кто-то поет на гитаре.
Анна Герчиу