Путевые заметки Рамина Мазура в дельте Дуная

«До Тулчи мы добирались на машине, оттуда – на пароме в Сулину по очень завышенным ценам для тех, кто не из дельты (46-56 RON). Мы посетили три населенных пункта: Сулину, Летея и Переправу. Дольше всего мы пробыли в первом местечке, все-таки, это городок, там есть интернет и продукты можно купить в магазине. Летея и Переправа – села немного отдаленные, продукты туда доставляются один раз в неделю паромом из Тулчи. По всей территории народ в основном занимается рыболовством, либо содержит туристический бизнес.
Валентин – рыбак, он говорит, что сейчас с рыбой тяжело. Из-за браконьерства ее осталось мало, но, тем не менее, справляться как-то удается. Единственная проблема в том, что «из-за того, что зона находится под охраной Юнеско, простым рыбакам ставят много ограничений». Другой рыбак, Кристи, говорит, что нет большой проблемы, «просто надо быть более пронырливым».
В Латее, гуляя по пустому селу, мы увидели палатку, подготавливаемую к свадьбе и спросили, кто жених. Кэтэлину всего 25 лет, но он уже директор школы и сельского детского сада. Вначале он не был особо расположен к фотографированию его свадьбы, говорил, что многие приезжают и снимают только негативные вещи про дельту, ищут кадры с алкоголиками и беднотой. В итоге, все-таки, согласился. Кэтэлин – оптимист во взгляде на будущее дельты. Его жену зовут Кристина.
В Сулине в первое воскресенье нам выпала удача поучаствовать в празднике Вознесения Христа, Дне героев и святых Константина и Елены. После утренней службы все собрались на кладбище, чтобы дать за поману, но очень скромно, не как на Родительский день.
В последнее время, говорят люди, туристическая область развилась и идет на лад, но местные жители липовенцы и украинцы чувствуют, что остаются без своего наследия. Я не встретил ни одного липовенца, или украинца, который говорил бы на русском, или украинском. Большинство из тех, кто знает эти языки, – люди в возрасте.
И, тем не менее, дела движутся. Мы побывали на празднике украинцев в Сулине. Они встречаются у кого-то дома и поют песни, которые помнят от родителей и бабушек. Эти люди могли бы составить ассоциацию украинцев для продвижения своих этнических ценностей и родного языка».