НОВОСТИ

дети с задержкой в развитии и онкозаболевания на севере страны

По прошествии 30 лет со дня катастрофы, специалисты говорят, что участники ликвидации аварии подверглись излучению в 3-4 раза больше нормы, а их дети, родившие после катастрофы, страдают серьезными заболеваниями. По словам специалистов, самой пострадавшей от радиации была северная зона страны, сейчас в этом регионе зарегистрировано больше всего больных онкозаболеваниями.

Архивы показывают, что советские власти не сказали сразу, что произошло в Украине. Тревогу тогда забили фины, зарегистрировавшие в своей стране повышенный уровень радиации и попросили Москву вмешаться. Только в начале мая официально было оглашено о катастрофе.

В Молдове последствиями взрыва в Чернобыле занимаются специалисты при Нациоанальном центре общественного здоровья (НЦОЗ). Они наблюдают за проблемой с первых дней и в курсе того, как развивалась ситуация изнутри.

Наследники страдают серьезными заболеваниями

Лица, участвовавшие в ликвидации последствий Чернобыля, являются более подверженными инфекционным заболеваниям, считает Любовь Корецкая, начальник лаборатории радиационной гигиены и радиобиологии при НЦОЗ. Она говорит, что у людей, находившихся в Чернобыле, отмечены мутации на уровне хромосом и молекул ДНК. «В военных билетах этих мужчин отмечена доза полученной организмом радиации, но это не соответствует действительности. После проведения ряда анализов, мы обнаружили, что на самом деле они получили облучение в 3-4 раза большее», – говорит специалист.

Помимо этого Корецкая убеждена, что наследники тех, кто был в Чернобыле, поражены больше своих родителей. «Сейчас насчитывается примерно 2000 детей прямых участников ликвидации аварии, рожденных после катастрофы. У многих из них отмечены замедления в умственном и психическом развитии. Например, у 12-летнего ребенка уровень развития, как у 5-6 летнего. Есть и здоровые наследники аварии, но большинство детей, рожденных от участников ликвидации аварии, страдают от различных болезней», – подчеркивает начальник лаборатории.


Любовь Корецкая

Эти дети поставлены на учет и каждый год проходят необходимые клинические исследования. Все они причислены к группе лиц с повышенным риском заболеваний. По мнению специалиста, следующие поколения уже должны будут ощущать на себе эффект катастрофы в меньшей мере.

По словам экспертов, влияние взрыва почувствовали на себе все жители Молдовы. В атмосфере тогда находилась доза радиации в несколько раз выше допустимой нормы. Официальные данные показывают, что и по сей день на севере страны некоторые радиоактивные частицы превышают норму, и поэтому именно там зарегистрировано наибольшее количество заболеваний раком.

Радиация может привести к раку после 20-25 лет

Ион Бахнарел, вице-директор НЦОЗ, говорит, что в каждой молекуле есть естественное ионизирующее излучение, но чернобыльский взрыв сделал так, что в атмосфере появилось искусственное ионизирующее излучение, которое намного опаснее. «Больше всего люди боятся заболеть раком и многие считают, что эта болезнь возникает из-за радиации. Но совсем не значит, что если вчера ты был облучен, то завтра заболеешь раком. Как следствие, средний срок появления болезни – 20-25 лет. Радиация провоцирует заболевание раком в 7-8 процентах случаев , остальной процент заболевших имеет другие причины», – говорит Бахнарел.

Вице-директор отмечает, что стресс, связанный с радиационным воздействием, влияет намного больше, чем сама радиация. Поэтому, если человек думает, что он облучен, то у него в организме появляются модификации, подобные тому, если бы он действительно был облучен. «Японцы после катастрофы на Фукушиме занимались психо-эмоциональной реабилитацией тех, кто ликвидировал последствия катастрофы. Нашими «чернобыльцами» в этом плане никто не занимался. Они хотели денег, квартир, машин, никто не просил о реабилитации, а власти и сами не проявляли инициативу», – отмечает специалист.


Ион Бахнарел, вице-директор НЦОЗ

Ион Бахнарел также говорит, что после чернобыльской аварии японцы предложили советской власти роботов, которые могли бы заниматься ликвидацией последствий и запросили 4 миллиарда долларов, но советам показалось это очень дорого и они отказались от помощи. Но затем потратили 16 миллиардов долларов, а проблему до конца так и не решили, при чем еще и облучили около 400 тысяч человек. Теперь работники НЦОЗ тщательно проверяют древесину, лекарственные растения и другие продукты, поступающие из той зоны Украины, потому что они все еще могут содержать в себе повышенный уровень радиации.

«Молоко и растительные продукты были самыми зараженными»

Юрий Кируцэ, инженер-координатор в рамках НЦОЗ, работает в данной области более 30 лет. Тогда, когда случилась авария в Чернобыле, он и его коллеги по лаборатории проводили ночи на работе, потому что днем приходилось делать сотни анализов.
«Если до Чернобыля в Молдове было 10-15 микрорентген в час – мощность дозы, то после взрыва индикаторы достигли отметки 100-150. Самую большую концентрацию радиации мы обнаружили в молоке и зелени. Радиация превысила нормы содержания для кормления детей. Поэтому тогда запретили давать молоко в детских садах школах. То же самое было и с используемой в пищу зеленью», – говорит инженер. Он вспоминает, что ежедневно привозили молочные пробы со всей страны, и если уровень радиации превышал норму, то молоко отправляли на масло, или делали сухое молоко. По словам специалиста, ситуация начала восстанавливаться только через несколько месяцев после катастрофы.

После инцидента в Чернобыле, в Молдове ежегодно проходят радиологическую проверку продукты питания и первичного сырья, поверхностные воды (минеральные и питьевые), лекарственные растения, строительный материал, биологические продукты (волос, зубов…), а также другие предметы окружающей среды. На данный момент радиологическая обстановка в стране считается стабильной и благоприятной.

26 апреля 2015 года исполнится 29 лет со дня катастрофы в Украине.

Дорин Галбен

Читать полностью на румынском
 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *