Дан Дунгачу: в память о Константине Тэнасе

Когда я первый раз увидел последнюю фотографию Нае Ионеску, мне было сложно поверить, что учитель стольких поколений в момент своего ухода был всего лишь 50 лет отроду. Его испещренное морщинами лицо и поседевшие волосы давали ему больше. Недавно я понял, почему. Он прожил тяжелых 20 лет в центре всех самых больших баталий, произошедших в Румынии межвоенного периода, будь то политических, теологических, или культурных. Это под силу не каждому и такое, естественно, оставляет глубокие следы…
Мне вспомнилось это во время прочтения книги о журналистике Константина Тэнасе. С 1997 и до последнего, почти 17 лет, его статьи были не раз эпицентром крупных (гео)политических битв левобережья Прута, от первого публицистического очерка до самого последнего.
Битвы Тэнасе
Константин Тэнасе – редкий вид бессарабских публицистов. Тяжело до конца оценить его, потому что, как говорится, мы близки в данном случае к феномену. Перспектива имеет значение. Невозможно рассмотреть слона под микроскопом, точно также, как невозможно оценить Константина Тэнасе через призму определенного опыта с ним, какими бы приятными эти случаи ни были: чтение статей, общественные дебаты, интервью, беседа за кофе, или бокалом вина.
Директор Тимпул был не единственным журналистом, который противостоял буре. Но он тот, кто делал это очень настойчиво, без отдыха. Он не отошел от злободневных тем и не слушал никаких тревожных звуков «прагматизма», или конъюнктуры. Он прошел через все валы, не меняя направления. А бури никогда не стихали в Молдове. И Константин Тэнасе всегда был в их эпицентре, но умудрялся выходить из них, часто разочарованный, но не сломленный.
Последняя его книга «Groapa cu lei» («Яма со львами») (2014) – результат этих удачных битв, чью давность лучше всего передают следующие слова: «Правда в том, что великая битва, начатая румынскими молдаванами в 90-х гг., – не закончилась, РМ все еще стоит на баррикадах. И борьба продолжается за ту же правду, как и в годы национального освободительного движения. Некоторых обижает, другие же высмеивают понятие «историческая и научная правда», но в реальности, к сожалению, мы имеем именно это: Молдова проживает «драму разрыва» потому, что еще не решила свое «дело об идентичности»: кто мы есть и на каком языке говорим. И сегодня Молдова находится на середине пути, с двойной идентичностью – одной румынской, логичной, принятой частью общества и другой молдавской, искусственной, созданной иностранцами»…
Продолжение читайте в полной версии