На грани депрессии. Заброшенные угодья Тэтэрешть

То ли из-за того, что многие уехали в город, или за границу, то ли из-за отсутствия здоровья местных жителей, часть садов и виноградников села стоят заброшенные и поросшие сорняками. Но, тем не менее, есть еще те, которые верят в силу земли крестьянской и продолжают трудиться в поле с восхода до заката.
«У нас много виноградников, но из-за того, что осенью виноград продается дешево, людям нечем обрабатывать землю, и они забрасывают поля. Многие уехали в Италию, или Москву. В последние десять лет население упало с 1640 до 1433 жителей. Люди уезжают, потому что не видят развития в селе», – говорит грустно примар Тэтэрешть Константин Жосу.
Деньги должны приносить деньги
В настоящий момент 60% сельскохозяйственных угодий – заброшенны. «Целые поля оставлены. На них уже выросли акация и шиповник и невозможно там что-то выращивать. Нам нужна помощь, чтобы их снова культивировать. У кого есть трактора, те обрабатывают землю, но им сложно, потому что вокруг неухоженные территории, а поросль акации и шиповника трудно искоренить», – говорит примар. Насчет инвестиций же он говорит, что очень мало тех, кто решается вкладывать деньги в область, особенно потому что в сельском хозяйстве все нестабильно, поэтому молодежь лучше купит машину, чем вложит деньги в дело. «Некоторые возвращаются из-за границы, но и они не вкладывают свои деньги в бизнес. Я им говорю: если ты заработал деньги за границей, надо сделать так, чтобы они начали работать и приносить прибыль, но мало кто решается вкладывать зараотанные деньги в дело. У меня в семье две дочери и сын, они вложили средства в машину, квартиру, но я не уверен, что если они вложат деньги в бизнес, то он принесет прибыль», – продолжает глава села.
Высокие налоги мешают развитию бизнеса
Те же, кто решился вложить в сельское хозяйство, сталкиваются с другой проблемой – чрезмерная фрагментация земель и высокие налоги. «Кадастровые налоги такие высокие, что даже выше стоимости самой земли. И поэтому нет смысла. Многие работают нелегаьно, но в таком случае они не могут пользоваться грантами и помощью со стороны ЕС. Есть вещи, которые должны решить в правительстве», – считает Георге Цырдя, агроном села, эксперт в Агентстве сельского развития (ACSA), встреченный нами на дороге. С внуками за руку он шел доставлять заказ: 2 кг огурцов. Георгий выращивает овощи в открытом поле и в теплице. «Вот уже третий год, как я начал дело, но оно все еще на уровне инвестиций. Если закончу последний этап, то буду иметь 800 квадратных метров тепличной земли и 7 аров открытой. Я выращиваю помидоры, огурцы, перец разных сортов. Также знаком с иностранными технологиями, которые пытаюсь применять у себя и приглашаю людей, чтобы они тоже смотрели и набирались опыта», – рассказывает агроном, мотивирующий свое занятие тем, что его родители и деды родились в этом селе и он хочет, чтобы Тэтэрешть процветало.
Продолжение статьи о жизни молдавского села читайте в полной версии