За рубежом

907 дней из истории военной Одессы. Обратная сторона румынского «ига»

Пой песни хоть тресни, но только не ночью

Начнем, пожалуй, с того, что каждый одессит имел полное право с пяти утра и до одиннадцати вечера спокойно перемещаться по городу. Ночью – комендантский час. Строго воспрещалось громко распевать песни, в особенности те, которые носили пропагандистский характер. Ну, чем не нынешнее время? Правда, при румынах наказание за такой проступок было жестоким – принудительные работы, а в наши дни — визит милиции с неясным для нарушителя исходом.

Получка по часам и рестораны для дворников

Функционировал общественный транспорт. В частности, к лету 1942 года в Одессе было двенадцать трамвайных линий, по которым ходило шестьдесят вагонов. За удовольствие «прокатиться с ветерком» нужно было выложить 25 пфеннингов. Тем, кто вез поклажу, приходилось платить марку. При этом килограмм картошки или помидоров стоил 70 пфеннингов, виноград – полторы марки. Хлеб выдавался по карточкам и стоил 90 пфеннингов за кило. В то же время одесские перекупщики продавали его по две марки семьдесят пять пфеннингов. Так много это или мало?

– Оккупанты ввели в Одессе почасовую оплату труда, – говорит научный сотрудник Центра исторических исследований юга Украины им. Академика В. И. Липского Александр Черкасов. – К примеру, дворник получал четыре марки в час, преподаватель – десять-двенадцать. Рабочий день был восьмичасовым. Что можно было позволить себе на эти деньги? В Театральном переулке знаменитый певец Петр Лещенко открыл ресторан «Северный», очень модный тогда. Ужин на двоих в нем стоил 25 марок…
Одессу довольно быстро привели в порядок: активно восстанавливали разрушенные здания, латали дорожное полотно, запускали старые и открывали новые предприятия.

– Румыны думали, что пришли в Одессу всерьез и надолго, недаром город стал столицей Транснистрии. Отсюда и желание восстановить нормальную жизнь в Одессе, – говорит старший научный сотрудник Одесского историко-краеведческого музея Василий Прокофьев. – Надо отметить, что очень многие люди, жившие тогда здесь, вспоминают это время как расцвет Южной Пальмиры.

Звезды оперы и пустые кинотеатры

Очень активно развивалась культурная жизнь города. Функционировали и активно ставили спектакли шесть театров: Украинский драматический им. Т. Г. Шевченко, Оперный, Русский драматический, Кукольный, «Гротеск» и даже… «Интимный театр». Правда, вместо эротических сценок здесь играли джаз.

– По сути, как это не прозвучит парадоксально, но на крови и костях Гитлер создал свой Евросоюз, и Одесса за годы оккупации успела увидеть очень многое, – говорит Александр Черкасов. – Здесь побывало немало ведущих европейских артистов, оперных певцов. Это и знаменитый итальянский тенор Луиджи Маджистретти, и солистка Миланской оперы Неонила Балиоз, и, конечно же, Петр Лещенко. Активно гастролировали и одесские артисты и труппы.

А вот кинотеатры особой популярностью не пользовались, так как в них демонстрировали только немецкие или румынские ленты без дубляжа.

В завершение хотелось бы отметить, что несмотря ни на что, жизнь в оккупационной Одессе была очень непростой. У кого-то все было в достатке, а кому-то не хватало даже на хлеб. Однако большинству одесситов не хватало самого главного – свободы…

Одесские пляжи: все включено, в том числе и мины

Одесские пляжи – а их было три («Ланжерон», «Аркадия» и «Отрада») – во время оккупации не пустовали, хотя и были платными. Несмотря на тяготы военного времени, горожане любили проводить время у моря. Любопытно, но единственным городским пляжем, а потому и самым дорогим (одна марка) считался «Ланжерон». «Лермонотовский» (теперь – «Отрада») был пригородным (75 пфеннингов), а популярная ныне «Аркадия» – загородным пляжем (50 пфеннингов). За указанную выше плату отдыхающим предоставлялся спортивный инвентарь, зонты, лежаки, а также услуги официантов из близлежащих ресторанов. Здоровье пляжников охранял штат медработников и спасатели, в распоряжении которых было шесть шлюпок. Правда, купаться в то время было не очень безопасно. Виной всему были мины, которыми отступающие советские войска щедро усеяли территорию Одесского залива. Жертвой одной из них стал румынский солдат…

Лещенко-суперстар и одесская жена

Мало кто знает, что кумир советских диссидентов певец Петр Лещенко во время оккупации активно гастролировал в Одессе. Долгое время он отказывался от концертов, однако в какой-то момент директор Оперного театра по телефону сообщил ему, что все билеты проданы. Не желая подводить поклонников, Лещенко выехал в Южную Пальмиру, где 5, 7 и 9 июня дал аншлаговые концерты. Кстати, в эти же дни 44-летний маэстро знакомится со своей будущей второй женой. Выбор артиста падает на 19-летнюю студентку Одесской консерватории Веру Белоусову…

Источник: odessa-life.od.ua

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *