Без судебных реформ нам грозит второе «7 апреля»
Прошло две недели, как Парламент принял предложенные господином Поалелунг поправки к законодательству, которые, по его мнению, радикально изменят нашу еще очень коррумпированную судебную систему.
– Господин Поалелунг, почему стратегия реформации юстиции была одобрена только в 2011 году?
– Понимаете, это не могло случиться до апреля 2009. Понадобилось время для составления и принятия документа. Сейчас важно внедрить Стратегию.
– Раньше казалось, что во время коммунистов, коррупция достигла больших масштабов в юстиции. Но сегодня такое ощущение, что дела обстоят еще хуже?
– Не думаю, что юстиция сегодня столь более коррумпированной. Просто она стала открытее. С юридической точки зрения не могу сказать, что у нас есть коррупция внутри системы. С 1990 только один судья, покойный Андрей Бежан, был осужден за коррупцию на 10 лет лишения свободы. Думаю, что у нас нет больших дел по расследованию коррупции, потому что следственные органы не работают на высоком уровне.
– Учитывая, что правительство борется за раздачу функций по политическим критериам, думаете что кто- то согласен оставить своё влияние в юстиции ради реформы?
– Для того, чтобы функции не были распределены по политическим критериям важно, чтобы члены Высшей Судебной Палаты выполняли свои обязательства должным образом, независимо кто у власти. Вы же знаете, что судью назначают на пробный 5-летний период, мне кажется достаточно и 2-3 лет. Если мы хотим европейской и правильной юстиции, то обязаны принять комплекс мер: облегчить работу судьей, повысить ответственность и зарплаты. В то время как мы предложили проект в Парламент, многие были против того, чтобы «продажным» судьям повысить зарплату, но без этого невозможно устранить коррупцию в юстиции.
– У уволенных магистров останутся пенсии судей?
– Я предложил, чтобы все судьи, не достигшие 50 – летнего возраста, или без рабочего стажа, но нарушающие закон, были уволены и лишены пенсии. Эта пенсия только для тех, кто работал честно. Мое предложение не понравилось многим, несмотря на то, что в Румынии и в других странах условия жестче.
– В РМ нет чиновников которые следят за юстицией? И наши власти хотят при этом реформу?
– Я думаю, что каждый чиновник желает изменений к лучшему, как говорил Урекяну: «Мы пришли делать добро». Про влияние политики на юстицию говорилось долго, но смею сказать, что сейчас юстиция под контролем. Это зависит от каждого судьи в отдельности. Сейчас надо признать, что есть молодые хорошие специалисты и их надо использовать по максимуму, платить им достаточно, чтобы они оставались честными.
– Вы бы смогли уволить судью, протеже Власти ?
– Конечно, потому что это решает Высшая Судебная Палата, а не Парламент. В течение последних двух месяцев ВСП привлек к ответственности двух судей. Думаю, что надо предпринять строгие меры по увеличению ответственности судей, что я и предложил в Парламенте, а также предложил повышение зарплаты судей, чем возмутил всю общественность.
– Почему Ваши предложения вызвали недовольство судей ?
– Я привез из Стразбурга множество вариантов для улучшения судебной системы и начал с идеи того, что надо воспользоваться тем, что имеем и предпринять комплексные меры. В первую очередь подумать не о росте количества судей, а об увеличении помощников (сейчас они есть только у судей ВСП, с 1 января 2013 года будут у всех). А на сегодняшний день нам достаточно 420 судей. Во-вторых, я предложил, чтобы судьи писали длинные мотивированные решения только если приговор был обжалован. Данное изменение выгодно, потому что 80 % всех решений гражданского суда города Кишинев не обжалуются и никто не читает их. Такая практика существует и в Германии.
– Вы согласны с тем, что сегодня богатые могут уклониться от ответственности?
– К сожалению да. Правда я не видел, чтобы кто-то брал взятку за освобождение преступника, но если народ говорит, я не могу отрицать.
– В ВСП есть коррупционные чиновники которых стоит уволить ?
– Я не могу утверждать, что определенный судья коррумпирован, пока нет приговора. Если бы все судьи жили на зарплату, то они бы уже давно умерли от голода. К счастью, они живут, а некоторые даже очень хорошо, а как это возможно на зарплату в 3-4 тысячи?! Я рад, что Парламент принял мое предложение о снижении числа судей от 49 до 33. Выходит, что 16 из них будут переведены в другие инстанции, а если будут против – уволены.
-Будет ли снят иммунитет судьей, если их обвинят в коррупции?
– Предложение опасное, это означает, что за каждую попытку коррупции они будут уволены. Теоретически это хорошо, что у нас будет как в Англии и Германией, но к чему это приведет? Если бы Молдова было членом ЕС – другое дело.
– В Ваш адрес поступают иногда обвинения, что Вас продвинул режим Воронина. Что Вы думаете по этому поводу?
– Я никогда не угождал ни одному режиму, даже в СССР, когда чтобы стать судьей, необходимо было вступить в партию. Я мог бы отказаться и работать в полиции, но не захотел. В 1995 стал председателем суда сектора Центр при помощи моего наставника Тудора Панцыру, потом стал вице-председателем Апелляционного Суда Молдовы, который ликвидировали коммунисты, когда пришли к власти. Тогда я стал судьей в Верховном суде. Сейчас при этой власти будут говорить, что меня продвигает Филат, Плахотнюк, Гимпу. Но пусть мне предоставят хотя бы один факт моей приверженности к каким бы то ни было политическим режимам. Наоборот, в 2001, когда ПКРМ была у власти, я как член Консультативного Суда Европейских судей проинформировал Европейский суд об их намерениях беспричинно снять с функции некоторых судей.
Fiți la curent cu ultimele noutăți. Urmărește TIMPUL pe Google News și Telegram!