Вопрос к гагаузам Молдовы
Поскольку это является кредо политика, то его заявление отражает лишь факт того, что процессы в Молдове похожи на процессы, происходящие в посткоммунистических странах, которые для того, чтобы вступить в ЕС, сначала рвались под крылышко НАТО. Больше всего недовольными этим заявлением оказались, видимо, депутаты Народного собрания Гагаузии, которые озабоченно заявили о «… безответственных и провокационных заявлениях председателя Либеральной партии» и осудили циничные высказывания Гимпу о том, что Молдова страдает из-за последствий оккупации ее Россией. Гагаузы в декларации также и объяснили свою озабоченность, сказав, что «народ Гагаузии, находящийся под покровительством русской ортодоксальной церкви, считает, что их длительные приоритеты связаны с Россией и Таможенным союзом». Не знаю, почему постоянно, когда вопрос касается проблем и интересов, важных для Молдовы, представители Гагаузии выступают защитниками России и кажутся очень озабоченными тем, чтобы ее интересы ни в коем случае не нарушались. Депутаты Гагаузии просили и в 2008 после войны в Грузии и военной оккупации Осетии и Южной Абхазии русскими войсками, чтобы Молдова признала «независимость» этих двух территорий. Это помимо того, что в 1990-ом они сами провозгласили свою независимость от Молдовы, выработали особые отношения с сепаратистскими властями Тирасполя и каждый раз голосуют за партию коммунистов, как впрочем и все остальные русскоязычные этнические группы в Молдове.
И поэтому я хочу спросить, уважаемые гагаузские сограждане, вы кто? Насколько мне известно, несмотря на вариации истории, гагаузы считают себя происходящими от турецких племен, то есть являются турками и наряду с турками, татарами и чувашами, гагаузы – единственный этнос в Европе, говорящий на исконном языке турков. И то, как вы устроили свою политику, включая наличие башкана, говорит о том, что вы идентифицируете себя с турецким миром, а Турция – ваша историческая родина. Анкара признала это и профинансировала открытие в Гагаузии турецкого культурного центра и это помимо других инвестиций со стороны турецкого государства. Каждому школьнику известно, что Турция является членом НАТО еще с 1952 года, а вхождение Турции в состав Северно-Атлантического альянса позволило Турции стать вновь сильным центром средиземноморской политики и политики среднего Востока. Турция позиционирует себя как пример для арабского мира на пути к демократизации. Первая просьба Турции вступить в ЕС была сделана еще в 1958 году, а дискуссии по поводу подписания трактата об ассоциациях весьма прогрессивны. Также турки хотят стать членами единого европейского пространства.
Поэтому я склонен считать, что интересы румыноязычного большинства РМ и гагаузского меньшинства схожи, или должны быть схожими, потому что обе исторические родины, Румыния и Турция, уже являются частями цивилизованного евроатлантического пространства. С тех пор, как в 1995 году Молдова предоставила вам право территориальной автономии, мы стали единственной страной в мире, где гагаузам предоставили автономию и возможность сохранять и развивать свой язык и национальную культуру. В постсоветский период гагаузы были самым интегрированным меньшинством в Бессарабии, они знали румынский и ненавидели коммунизм. Значит есть моменты, которые должны объединять румын и гагаузов на пути становления процветающей и цивилизованной страны. Но когда ваши депутаты и башкан М. Формузал заявляют в Москве, что «…Гагаузия является частью русского мира», а в Анкаре говорят совсем другое, спрашивается, каковы ваши ценности и как мы можем строить совместное будущее в РМ? Если для них эти заявления являются частью стратегии уже проверенной на молдавсих политика, получать деньги с Востока и Запада одновременно, тогда для нас фундаментальной остается проблема: на какое цивилизованное пространство можно рассчитывать?
Fiți la curent cu ultimele noutăți. Urmărește TIMPUL pe Google News și Telegram!