Год без Константина Тэнасе
Парабола Константина Тэнасе
Лия Чутак
Вот уже как год Константина Тэнасе нет с нами, но его дух остался в редакции, потому что там говорят о нем каждый день. Больше всего мне нравится слышать от моих коллег, что… «Г-ин Тэнасе сделал бы так».
Константин Тэнасе написал параболу о Григорие Виеру. После того, как поэт умер, Тэнасе убедил нас начать учить уроки, идти «дальше, куда не дошел отец». Правда в том, что маэстро оставил после себя манифест, который мы несем дальше.
То, что написал К. Тэнасе после смерти Виеру характеризует и то, что мы должны делать теперь после смерти маэстро, а именно: «не будем класть книгу на икону и молиться на нее, а будем ее изучать, страница за страницей. Это и есть подтекст нашей национальной параболы, которая называется румынская Бессарабия, и над которой Виеру работал всю жизнь». То есть, каждый день следовать тем национальным ценностям, на которые Константин Тэнасе потратил всю жизнь.
Не запирайте двери, может еще кто-то придет…
Татьяна Т.Маковей
Двери разделяют этапы жизни человека. Закрывается одна – открывается другая. Жизнь течет дальше. В дверь заходят самые близкие люди, которые никогда тебе не надоедают, и которых ты готов видеть и слушать вновь и вновь. Те, которые делают твою жизнь раем на земле.
Есть и дверь для тех, кто был слишком хорош, и господь решил взять их к себе. Есть дверь души, через которую те близкие, кто ушли туда, приходят через нее же каждый раз, когда мы скучаем по ним. И этих людей забывают только тогда, когда дверь души закрывается. Они больше не приходят, их больше нет.
Вот уже год редакция газеты Timpul держит открытой дверь души, а самым дорогим гостем является он, Константин Тэнасе. Ключ? Его нет…его давно выбросили, как знак того, что гость будет все заходить и заходить в эту дверь.
TIMPUL никогда больше не будет прежним
Дорин Галбен
Было достаточно, чтобы Константин Тэнасе отсутствовал неделю, и все в редакции начинали чувствовать это. Он нас направлял, одобрял наши идеи, советовал оригинальные субъекты, критиковал тогда, когда того требовалось и хвалил, когда мы в этом нуждались больше всего. Год, 12 месяцев, 52 недели, 365 дней прошло с тех пор, как маэстро ушел в мир иной, и не было и дня, когда бы мы не вспоминали его знаменитые шутки и байки.
Тогда многие сказали, что издание не продержится долго без того, кто его основал, и что оно не будет прежним. Это правда, без его критических и актуальных материалов газета и не может быть прежней, но он сумел создать механизм, который работает и после его «ухода». Команда осталась и продолжила то, чему он ее научил. С тех пор, как его нет с нами, ответственность за все, что мы делаем, – выше. Каждый думает, а что бы сказал г-н Тэнасе о том, или о том материале, о заголовке, о персонаже, об источниках, о влиянии…Мы никогда не получим ответа на эти вопросы, но то, что мы их задаем, помогает нам оставаться ответственными. Мы осознаем, что маэстро передал нам эстафету и наша задача – нести ее достойно и дальше.
Без него
Анна Герчиу
Год без Константина Тэнасе. Много это, или мало – трудно сказать. Ясно одно – мы остались сиротами. И у нас был выбор: оставаться детьми и забыть обо всем, чему он нас учил, либо стать взрослыми и работать может даже больше, чем когда он был с нами. Его присутствие создавало зону комфорта, когда знаешь, что если ошибешься, или упустишь что-то, то Константин Тэнасе исправит все.
К сожалению, никто не может занять его место, и никто не может его заменить. Этот год нам пришлось расти быстро и осторожно. Пришлось вытереть слезы, сглотнуть ком в горле и продолжать трудиться. Работа помогла времени течь по-другому. Путем стараний и отдачи Timpul стала сильнее. Если мы выжили год без Константина Тэнасе, то уже ничего не сможет нам помешать.
Квадратный лоскуток с идеями
Ион Маковей
Самым частым вопросом, задаваемым мне от коллег-журналистов из других изданий, был: «Ну как вы там в Timpul без Константина Тэнасе?». Период скорби прошел, а мы идем дальше. Вспоминаем, чтобы не забывать, каким был и какую роль сыграл основатель издания в жизни его работников. Естественно, у каждого свои воспоминания. Думаю, показательными были планерки в редакции, проводимые маэстро.
Мы встречали его напряженно, потому что критические замечания маэстро не заставляли себя ждать. А когда штудирование проходило, мы начинали обсуждать материалы на следующий номер. Мне нравилось, что он доставал квадратный лоскуток бумаги с записанными туда идеями. Эти планерки были настоящими уроками, обсуждениями, из которых рождались особенные статьи. О его способности к труду я и не говорю. То, как он писал свои публицистические тексты на актуальные темы, – было достойно восхищения. Я представляю, что мог бы написать он сейчас обо всем происходящем в молдавской политике. Как бы он жег своим умением наблюдать и саркастическим тоном мошенников у власти! Также можно было бы заявить, что все его высказывания о бывшем премьере подтвердились…
Не поздно его узнать…
Мони Стэнилэ
Есть люди, которых пытались давить веками, но забыть об этих людях невозможно, потому что то, что они сделали тут на земле, – превосходит рамки обычного. Они носятся в сердце не только детей, внуков и правнуков, пока не забудутся, они входят в коллективную память, где те, кто их познали, имеют привилегии (то время, пока находятся на земле) рассказывать о знакомстве с ними, или о последней встрече.
Константин Тэнасе – человек, который, хотя и ушел в мир иной, останется вечно в нашей памяти. Благодаря всему тому, что он сделал…и тому, как сделал. Журнализм был для негу службой, которой он посвящал себя со страстью, не просто занятием, которое он выполнял спокойно ради престижа. Поэтому бесполезно в очередной раз рассказывать, каким он был человеком. Потому что он был идентичен тому, что делал. Хотите его узнать? Еще не поздно. Читайте его! Может быть, мы воодушевимся, независимо от области нашей деятельности, и будем стараться работать с такой же честностью и отдачей, как он. Можете себе представить, как бы изменилась Молдова, если бы подобное произошло?
Продолжение читайте здесь