Из истории румын глазами русских
Название известно – Бессарабия, а вот искажения подачи информации имеют различную сторону интенсивности, в отличии от политического периода, когда печатались различные публикации о местности. Возьмем, например, работу «Из этнографии. Румыны. Для широкой аудитории», напечатанную в 1898 году в Санкт-Петербурге под подписью Феофил Пуцыкович. Это не научная работа, а популярная брошюрка для общих знаний.
Но характеристика в этой книге для широких масс населения повлияла негативно надолго на восприятие румын. Пуцыкович признает романское происхождение румын, но подчеркивает: «Язык этой народности содержит и слова тех народов, которые живут здесь. Больше всего встречаются славянские слова, потому что с давних времен славяне жили вокруг этой территории. Из-за близости и влияния славян, а также постоянных отношений с ними, Румыния стала славянско-романской страной, то есть, половина славяне, а половина романцы (латинцы). В итоге эту страну вместе со славянами и греками завоевали турки, правившие там несколько сотен лет». Также этот автор не забывает напомнить: «Потихоньку, с помощью России, Румыния освободилась от тяжелого турецкого ига и образовала два принципата: Молдову и Валахию, которые потом объединились под одно название Румыния». Но на самом деле от турецкого ига румын спасала не только Россия, а все страны, заинтересованные в устье Дуная. До этого места автор соблюл какое-то равновесие. Но когда речь заходит о Бессарабии, то кривотолки встречаются один на другом: «Румыны никому не отдают свою территорию и все больше селятся в соседних странах. Они уже массово заселили половину соседней Буковины в размере около двух миллионов; живут в Венгрии, значительная часть перешла в нашу Бессарабию и другие страны. Мало народов на земле, которые бы так быстро множились и расширяли свое местообитания так же быстро, как румыны». Получается по его словам, что румыны заполонили «их» Бессарабию, то есть русскую и совсем ничего не имели общего с местными жителями региона. Но и это не все, румыны не только занимают территории других, одно из их базовых занятий – денационализация других народов: «Являясь народом мягким и миролюбивым, румыны селятся везде основательно и все рядом живущие постепенно румынизируются. Так румынизированы многие сербы, венгы, болгары. Эта способность румынизировать людей других народов, совершенно отличающихся от румын, объясняется фактом, что румыны не могут и не хотят учить иностранные языки». В подтверждение этому Пуцыкович приводит и сербскую поговорку: «Достаточно, чтобы появилась в семье румынка и весь дом станет румынским».
Объяснение всему этому заключается в следующей фразе: «Если румынский народ недавно был затерян среди других наций, всеми забытый, прозябавший несколько веков под турецким игом, то сейчас румыны воспряли и стали свободным народом и прежде всего обязаны этим России. При всем этом, нынешняя Румыния подпала под немецкое влияние и не очень то дружественна с нами, а все смотрит в сторону немцев». То есть, русских задевало и волновало то, что румыны были в то время прогермано настроенными.