Кишиневский цэран
Но здесь мы поговорим о другом виде цэран, кишиневском – глупом, безграмотном индивиде, возомнившем о себе невесть что. Существует много видов кишиневских цэран. Многие из них родились в городах, но по своему поведению и отношению глупее, чем самый последний тракторист на свете.
Цэран –водитель и цэран-пешеход
Цэран-водитель считает, что если он купил машину (особенно дорогую), то весь город – это его личная трасса и его парковка. Он не считает пешеходов за людей, а скорее, за букашек. Цэран-водитель ездит по тротуарам и нервно сигналит пешеходам, иногда даже вылезает из машины и начинает размахивать кулаками, если кто-то из пешеходов имеет смелость ему возразить (вспомним случай Иона Дулгеру, провинциала с самомнением великого правителя). Цэран-водитель паркуется, где ему взбредет в голову: на тротуаре, на газоне, на игровой площадке, на остановках и т.д. Но не думайте, что дело только в цэранах-водителях. Есть также и цэране-пешеходы, для них также любое место дороги становится «зеброй» и любой угол – остановкой для общественного транспорта.
Цэран – примар
Он опаснее для города, потому что у него больше сфер влияния. Цэран-примар воюет с грязью, со снегом, перебрасывая их с тротуара на дорогу и обратно. Цэран-примар продает авторизации на строительство где угодно, обещает одно и делает другое, пьет по гаражам под русскую музыку и после этого мнит себя великим унионистом, начинает ремонтировать центральный бульвар и разрушает все вокруг еще больше. А после того, как общество говорит ему, в чем ошибка – он винит во всем руку Москвы и надувает щеки от обиды.
Цэран – правитель
Этот тип цэрана также катастрофичен, как и цэран-примар, даже больше. Цэран-правитель говорит о европейской интеграции и ворует у тебя последний кусочек хлеба, разговаривает, как колхозник, хотя мнит себя шейхом, ездит на скорости 100 км в час, потому что опаздывает на ужин. Цэран-правитель не руководствуется конституцией и законами, а кумэтрами и шефом. Из всех категорий цэранов Кишинева этот – самый низкий.
Цэран-президент
Цэран-президент не читал книжки, начиная со школьной скамьи, но хвалится гигантской домашней библиотекой. Цэран-президент говорит не принимать всерьез его заявления, потому что они являются «лапшой» для ушей электората. Цэран-президент носит халат с гербом Молдовы, режет флагшток от флага ЕС и потом едет на каникулы в Чехию. Более того, цэран-президент пишет сам себе письма от имени, якобы, Путина.
Замужний цэран
Не подумайте, что кишиневские цэране бывают только высшего ранга. Цэран-замужний, например, живет на съемной квартире, но одалживает 50 тысяч евро на шикарную свадьбу. Через год он может развестись, а еще через год взять еще один кредит, чтобы сделать свадьбу еще более патетичной.
Цэран из Италии
Цэран из Италии, Испании и т.д – тоже своеобразный типаж. Он живет на хорошие деньги в Европе, соблюдает там все права и тих, как ангелочек. Но как только возвращается домой, начинает себя вести, как свинья и смотрит на своих сограждан, как на ничтожество. В Италии такой обычно чувствует себя рядовым молдованином, но зато дома он себя считает итальянцем самых голубых кровей.
Цэран с недвижимостью
Этот – самый большой специалист в области архитектуры, дизайна и градостроительства. Он обязательно разрушит пару стен в доме, чтобы было более просторно, сделает пристройку (обычно больше, чем само жилье) и зарезервирует себе место стоянки с замком. Цэран с недвижимостью плачется, что цэран-пример не приходит чистить ему двор от снега и мусора. Но зато никогда не сделает этого сам, потому что ему не позволяет статус.
Агрессивный цэран
Такой вид цэрана обижен на весь мир и на все, что встречается ему на пути. Если ему не нравится чье-то лицо – он начинает наезды, если видит на пути скамейку, урну, остановку – обязательно портит, пачкает, разрушает.
Цэран-бюрократ и цэран-чиновник
Независимо от своей должности цэран-чиновник чувствует себя большой шишкой, когда к нему приходят рядовые граждане. Он может тебя оскорбить, заставить ждать три часа для того, чтобы подписать бумажку за пять минут, или вообще может тебя отправить домой, потому что он еще не выпил кофе и у него нет настроения ни с кем говорить. Обычно, чем менее значимая должность у чиновника – тем более «павлинистым» он себя чувствует.
Конечно же, в Кишиневе есть и другие типажи цэранов, мы их встречаем каждый день. Мы терпим любую несправедливость. Но насколько бы сильнее все они ни пытались скрыться за шикарными машинами и дороговизной – от них продолжает разить ментальным разлажением. Как известно: можно вытащить молдована из села, но село из молдована не вытащить никогда.