Кстати об унионистских маршах: не будем ставить телегу впереди лошади.
Когда читаешь комментарии вроде «насильственные стачки», «проливание крови» создается имидж страны, раздираемой гражданской войной. В Молдове есть иногда признаки гражданской войны, «холодной», с кулаками, камнями и так далее, но это только пока, потому что существуют сценарии по перехождению «холодной» войны в «горячую», ту, которая с танками.
Так случилось, что мне пришлось наблюдать со стороны что случилось в прошлое воскресенье в Бельцах и на дальнейшую реакцию прессы. Пресса со стороны унионистов не особо обсуждала эффективность «унионистских маршей». И мне кажется, что после событий в Бельцах надо было поговорить на тему для многих неприятную, тему унионизма в Кишиневе. Разговор на эту тему не состоялся, но он важен и вот по каким причинам.
В одном своем радиоинтервью, директор Румынского Культурного Института Петре Гурэу сформулировал одну интересную мысль..политическую, вылившуюся в итоге в то, что Молдова, якобы, возникла только во время второй Мировой войны, в 1940 году в результате «несправедливого» договора и это обстоятельство времен именно второй Мировой войны, обсуждать его сегодня на европейском уровне не стоит, потому что сегодня мы думаем иначе. То есть господин Гурэу сказал для здешних унионистов вопиющую вещь, мол, они думают иначе, чем Румыния со своим европейским уровнем. Сегодняшняя Румыния не думает об объединении с Молдовой даже гипотетически, потому что для нее вторая Мировая война закончилась давно и ее последствия не обсуждаются. И это говорит не корыстный политик, а человек культуры, который в душе, верю, тоже унионист. «Военизированные» кишиневские унионисты думают иначе, чем политики в Бухаресте, они себя ведут по-другому…как будто объединение может случиться сегодня, или завтра. Они якобы забыли, что объединение с Румынией не может произойти без желания самой Румынии. Она сама должна стать страной, располагающей к объединению, а в последние недели по ней этого не скажешь. Обстоятельства в Румынии сегодня беспокоят европейцев, а значит должны побеспокоить и нас. Почему мы сегодня не говорим об этом?! Я думаю, ответ известен.
Поговорим серьезно о «румынском унионизме» в Кишиневе, начиная с «христианско-демократического» в прошлом десятилетии и заканчивая сегодняшним «Кагульско-Бельцким». Есть риск, что идея классического унионизма превращается в нечто другое и служит уже не румынам, а компании Шелина, Формузала, Додона, Воронина. В результате столкновений унионистов и антиунионистов, то есть национальных меньшинств, русских, украинских, представителей стран Европы, куда входит и Румыния, движение воссоединения не сменит баланса сил, а только углубит вражду между этими двумя лагерями.
Мое мнение заключается в том, чтобы обратить сегодня внимание не на сам факт объединения с Румынией, а на сохранение румынской идентичности здесь, как языковой, так и культурной и это должно исходить прежде всего от правящего класса. Не надо ставить телегу впереди лошади, иначе получится, что Молдове и объединять то с Румынией помимо самой земли будет нечего.
Fiți la curent cu ultimele noutăți. Urmărește TIMPUL pe Google News și Telegram!