Мы, молдаване, чем гордимся?
Каждый народ создал что-то, чем можно гордиться. Чем обычно гордятся народы? Естественно, тем, что создали своими руками и своей головой: искусством, сельским хозяйством, промышленностью, мостами, дорогами, победами, изобретениями и так далее. Когда мы говорим Китай – вспоминаем о Великой китайской стене и Конфуции, когда говорим Франция – видим Триумфальную арку, Наполеона, при слове Румыния вспоминаем молдавские монастыри и Еминеску, говорим Россия – это Кремль, Пушкин, Толстой, КГБ, Гулаг…
А чем могут гордиться молдаване? Обычно на этот вопрос есть стандартный ответ: гордимся «плодородными почвами», тем, что мы «трудолюбивый и мирный народ», что имеем «богатый фольклор»…Но богатые земли – это не плод нашего труда, они даны нам Богом, а вопросы трудолюбия и миролюбия еще подлежат обсуждению…Еще мы гордимся «красивым и певучим языком», о чем вообще нужно помолчать, учитывая, как разговаривают молдаване.
И все таки, чем мы гордимся, что достигнуто нашими руками и головой? Именно те, кто живет на территории, называемой Бессарабией? Средневековые монастыри были построены до провозглашения Независимости РМ, Штефан чел Маре и Еминеску родились на правой стороне Прута, Миорица тоже там, уж никак не в Комрате и не в Новых Анненах.
Было время, когда советские молдаване обязаны были гордиться гигантскими зоотехническими комплексами, гармоничным молдо-русским билингвизмом и вечным братством между молдаванами и русскими.
После провозглашения независимости вещи, которыми мы можем гордиться, резко сократились. И сегодня мы гордимся…чем? Что мы построили-создали-воздвигли за это время? Старые здания в Кишиневе методически уничтожаются, лицо города остается испещренным советскими блочными домами, ничего сенсационного не появилось ни в Кишиневе, ни в районных центрах. Бык продолжает оставаться самой зачуханной речушкой в Европе. Мосты, железные дороги, шоссе? И здесь никакой гордости. Произведения искусства? Давайте подумаем…Великие музыканты, художники, писатели? Да, имеем, но они все считают себя румынами, либо русскими, никак не молдаванами.
Чего в эти годы такого создали воронины и додоны, провозглашающие себя патриотами Молдовы, чем они обогатили национальное духовное наследие государства Молдовы?
Обсуждая этот вопрос в социальных сетях, один из наших читателей сказал, что, ставя вопрос таким образом – чем можем гордиться мы, молдаване –мы открываем ящик Пандорры. Согласен, но тем не менее, давайте откроем.
Fiți la curent cu ultimele noutăți. Urmărește TIMPUL pe Google News și Telegram!