Рейтинги – зеркало общества
(У меня были и есть серьезные претензии касательно политики этого телеканала, но постараюсь остаться беспристрастным). Некоторые обвиняли Publika TV в том, что они подделали рейтинги, но в этом нет ничего страшного. Страшнее было бы, если бы эти рейтинги отражали действительность. Боюсь, что так и есть. Я допускаю, что есть некоторые «недостатки метода», но утверждать не могу, потому что не располагаю техническими данными исследования. Но мне кажутся интересными и значимыми не сами рейтинги и иерархии, а восприятие общества, его мнение о нашей элите.
Я не согласен с теми, кто отрицает наличие у нас элиты. Элиты существовали всегда. Они и в каменном веке существовали. Сегодня у нас есть бизнес элита, литературная, научная, театральная, спортивная элита. Есть она и в тюрьме…Речь идет не об отсутствии элиты, а о ее качестве. У слепых есть такая поговорка: тот, у кого на месте один глаз-император. То же самое и в нашей элите: если из тех, кто несвязно бормочет, найдется один, говорящий членораздельно – он сразу становится элитой. Элиты такие, каковым является общество в целом. Зря народ расстроился, что Воронин оказался первым в десятке самых лучших политиков. Воронин-продукт менталитета доброй части нашего общества. И важно, что решающую роль в создании Воронина сыграла пресса, и в первую очередь – телевидения. В погоне за рейтингами и сенсациями 10 лет подряд репортеры некоторых телевидений преследовали Воронина, медиатизируя каждый его шаг. Как ему не быть первым? Так телевидение повышает известность кого-то, даже можно и при отсутствии наполненности. А известность и качество – разные вещи. Певица, которую показывают по телевизору, может быть известнее ученого, который готовит новый вид разрушительного оружия. Поэтому «элитой» будет певица, а не ученый. Об этом надо помнить, когда речь идет о рейтингах.
Ценности не устанавливаются рейтингами. Место Еминеску в румынской литературе не было установлено опросами. Опросы – это «остановки моментов». И чтобы моменты эти имели ценность – надо знать личность, о которой идет речь. Возьмем, например, область предпринимателей. Как широкая аудитория может судить о каком-то бизнесмене, по каким критериям, когда деятельность бизнесменов сопряжена с коммерческой тайной. Что может знать простой прохожий о делах бизнесмена, если даже налоговая и экономическая полиция не могут постигнуть суть этого бизнеса? Кстати, никому не приходило в голову сделать рейтинг десяти самых лучших охранников Молдовы, например…
И тем не менее, нравится нам это, или нет, рейтинги – зеркало общества. Судя по этому зеркалу можно сделать вывод, что наше общество дезинформировано, с глубокими патриархальными рефлексами, заторможенное, смотрящее назад, а не вперед…
Fiți la curent cu ultimele noutăți. Urmărește TIMPUL pe Google News și Telegram!