Cмерть играет на тромбоне
Так и вижу ведущую (тогда она работала на PUBLIKA TV), нервничающую по поводу упоминаний приглашенных об истории: оставьте прошлое, хватит копаться, перевернем страницу и будем смотреть в будущее.
Но это иллюзия: как можно смотреть в будущее, если не разобрался с прошлым? Народ без исторической памяти не имеет будущего.
Национальный театр Кишинева, ставя спектакль «Copiii foametei. Mărturii» («Дети голода. Свидетельства») (по роману Алексея Вакуловского) ссылается на историческую память. Морально-этическая ценность спектакля заключается в первую очередь в том, что этот взгляд в прошлое не принадлежит режиссеру, являющимся свидетелем голода 1946-47 и у которого мог бы быть какой-либо «интерес». Это молодой режиссер, который узнал о том периоде из истории. Имя режиссера – Луминица Цыку. И постановка этого спектакля – поступок с большой буквы. Как, собственно, и игра актеров.
Каждое свидетельство – поражающее. Есть в спектакле сцены и реплики, достойные античных трагедий. Трагедий, пережитых детьми. Вот одна из них: ребенок случайно видит на улице сельских музыкантов, умерших с инструментами в руках. Те, которые еще вчера играли на свадьбах и веселили односельчан, сегодня лежат в одной общей горе тел, умерших от голода. В какой-то момент раздается звук тромбона. Испугавшись, ребенок думает, что кто-то из музыкантов еще жив..но потом понимает: это ветер залетел в тромбон…
Из-за сильного мороза умерших даже не могли похоронить, как полагается, поэтому по селам можно было видеть бегающих собак с человеческими руками, или ногами в пасти. А в это время пшеница, насильно отобранная у крестьян, гнила и плесневела на станциях…
За этот голод никто не был наказан. Потомки тех, кто это устроил, сегодня рассказывают нам о молдавском патриотизме и о 9 мае, как о «дне победы». А мы, потомки тех, кто умирал от голода в 1946-47, не найдем покоя, пока не похороним умерших, воздав им дань памяти, и пока не скажем всю правду о тех, кто организовал тот геноцид.
И пока это не произойдет, нет уверенности в том, что в Молдове опять смерть не заиграет на тромбоне.