Культура

ВИЕРУ, КАКИМ МЫ ЕГО НЕ ЗНАЛИ

Итак, чтобы восполнить этот пробел, мы отправились в гости к той, с которой великий поэт разделил самые красивые моменты жизни, к Раисе Виеру, – жене поэта.

Переступив порог дома Виеру, я почувствовала себя сразу, как в библиотеке. Книги, которые он собирал всю жизнь, занимают каждый уголок их квартиры, включая и комнату-кабинет поэта. Среди книг, за кофе, г-жа Раиса и поведала нам некоторые ключевые моменты из жизни их семьи.

Будущие супруги окончили один и тот же факультет при институте им. И. Крянгэ. Первый раз Раиса Наку познакомилась с Григорием Виеру на 3-4 году учебы, когда тот в кругу своих однокурсников пробегал веселый по коридору с тетрадкой. «Я подумала про себя: ну вот, покончил с очередной сдачей и радуется. Тогда я впервые заметила поэта. Хотя в 1957 он уже опубликовал свою первую книжку «Alarmă» («Тревога»), я об этом не знала», – вспоминает Раиса.


Раиса Виеру, тогда и сейчас

В то время будущая жена Виеру работала литературным секретарем Театра Оперы и Балета, что возлагало на нее ответственность за все переводы, используемые в театре. Следующая встреча молодых случилась 1 ноября 1958 года, во время второго Конгресса писателей. «Пришел и Виеру с детьми, которые рассказывали несколько стихотворений, эпиграммы тоже были, хорошие. Мне даже стало интересно, не обиделся ли кто-то», – рассказывает будущая жена поэта.


Дома у Виеру с Николаем Дабижа, Эмилом Лотяну, луонидой Лари, Кэлином Виеру, февраль 1989


Спиридон Вангели и Григорий Виеру работают над созданием Абечедара

«Приковал взглядом»

По прошествии второго дня Конгресса, когда народ стоял в очереди в гардероб, девушка попросила молодого поэта Павла Боцу, ее односельчанина, стоящего первого в ряду, взять и ей пальто. «Григорий стоял прислонившись к стене гардеробной. Он посмотрел на меня и как будто приковал меня взглядом. Я взяла пальто, быстро оделась и вышла. Пошла в сторону общежития, в котором жила, а они направились в сторону ресторана гостиницы «Молдова» на ужин. В уме я себе подумала, что могли бы, вообще-то, и меня позвать. Это было 2 ноября», – вспоминает Раиса, как будто все произошло вчера.

Однако через день в дверь Раисы Наку кто-то постучал и сказал, что ее зовут к телефону. Он был один на все общежитие. Раису искал ее односельчанин, Павел Боцу. «Слушай, Раиса, знала бы ты, что со мной сделал Григорий за то, что я тебя не пригласил тогда с нами на ужин! В общем, он тебя приглашает к ним на небольшие посиделки в „Scânteia leninistă” (газета «Ленинская искра») 5 ноября. Если хочешь – приходи», – передал по телефону Павел.


Писатели Григорий Виеру и Ион Друцэ


Виеру со своими юными читателями


Григорий Виеру, 60-е гг.

Тогда 7 ноября был большой праздник. И все коллективы праздновали на работе за несколько дней. «Я, конечно же, приняла приглашение, устав от артистов в театре и общежитии. И пошла», – говорит Раиса. – Мы танцевали, а вечером он меня проводил до дому и назначил свидание на следующий день. Тогда особо не было кафе, или террас. И по ресторанам девушкам нельзя было ходить с кем попало, иначе говорили о тебе, как о…девушке легкого поведения. Тогда молодежь могла пойти в кино, в театр, или просто гулять в парке», – рассказывает будущая жена Виеру.

Первое расставание

Так молодые начали встречаться минимум два раза в неделю. Однажды Григорий пришел с газетой под мышкой и сказал Раисе, что написал стихотворение, посвященное ей, – „Copii, eu nu mai sunt acasă”. Не прошло и трех недель, как Виеру пригласил свою будущую жену познакомиться с его мамой. Но через короткое время поэту пришло письмо о том, что ему надо ехать в Россию, работать в рамках творческого лагеря в Малеевке. «Мы не хотели расставаться. Потому что влюбились с первого взгляда. Он уехал в декабре, написал мне письмо, но свой адрес указал неправильно. Я ему ответила, но мое письмо вернулось назад», – вспоминает женщина. Пока она узнала, какой адрес там верный, прошло время, за которое молодой Виеру не раз задавался вопросом, почему же его возлюбленная не пишет! В то время он написал цикл стихотворений „Păsări albe”. Думал, что я отвернулась от него», – говорит с усмешкой Раиса.

Знаки о том, что он собирается просить руки своей возлюбленной, Виеру не скрывал с первых недель. Но, тем не менее, сначала оповестил об этом маму, а потом уже Раису. «Он мне все время делал какие-то намеки, а однажды спросил, а что, если мы поженимся. Что я могла ответить? Я его любила, он меня любил..так и поженились», – улыбается жена Виеру.


Раиса показывает фотографии, где они молодые

Итак, 8 июня 1960 года брак был зарегистрирован в ЗАГСе и отмечен скромным застольем. Были у молодоженов и золотые кольца, но необычные. «Я пошла к одному пожилому мужчине, который ремонтировал бижутерию. Он прошел еще ту старую школу и знал латинскую графику. Я попросила его выгравировать на оборотной стороне колец наши имена и дату», – вспоминает Раиса. Так на кольцах молодой пары появились надписи „Raisa” и „Grigoraș”. В родном селе Виеру называли Гриша, друзья и коллеги по перу – Григ, а жена решила называть его по-своему: Григораш.


Кольца четы Виеру

«Оставил все и приехал к вам»

Два года молодые жили в маленькой комнате, которую выделил им брат Раисы в своем доме на земле. Спали на кровати, выложенной из досок..пока не получили квартиру от Союза писателей. «Когда родился Теодор, первый наш ребенок, Григорий не выходил из больницы, пока он не родился. Затем, в 65-ом, появился и Кэтэлин. Приходили друзья и говорили, что он – вылитый Виеру в детстве. Когда Кэтэлину было месяца три и он мог уже держать сам головку, поэт взял мальчика и ушел в Союз писателей. Пошел хвастаться сыном!», – смеется Раиса.

Когда дети подросли, семья Виеру каждую зиму ездила в горы, а летом – на море. Но в один год Виеру не смог поехать с семьей в Трускавец, ему надо было работать над изданием книги. «Через три дня мы спускаемся с пляжа и дети видят кого-то в проеме дверей. Как будто Григорий…Я не поверила!», – вспоминает Раиса с любовью. «Было так пусто в доме без вас, я больше не выдержал находиться там сам. Оставил все и приехал к вам», – передает слова мужа жена. Все тогда обрадовались, а поэт придумал каждому члену семьи по стишку. Жену же с тех пор он мило называл «Раиса-каиса» (caisa – абрикоса).


Раиса Виеру с сыном Кэлином

Любить поэта…

Много красивых моментов разделили между собой супруги Виеру, но жизнь не проходит, к сожалению, без тягостей. И Виеру, как известно, имел врагов и не мало было тех, кто пытался ему ставить палки в колеса. «Чтобы выйти замуж за талантливого человека, и особенно поэта, его надо понимать. Иногда, когда у него уходило вдохновение, он был таким потухшим, а я не понимала почему. Думала, что не любит больше меня. Он не находил себе места, когда не мог написать ни строчки. Даже Спиридон Вангели сказал, что когда Виеру не может писать, лучше ему на глаза не попадаться. И дети уже знали, что рядом с кабинетом отца не надо играть в машинки. Со временем я поняла, каково поведение творческого человека. Когда он не может писать – он обижен на себя. Тогда надо создать ему условия, чтобы он мог работать», – поясняет Раиса, отмечая, что тогда люди женились только по любви, поэтому и чете Виеру удалось прожить вместе 50 лет.


Комната в квартире поэта


Библиотека поэта

Несмотря на то, что он всегда слушал советы своей жены, 15 января 2009 года, поэт не послушал Раису. В день, когда случилась трагедия, г-жа Виеру ждала мужа дома. «Когда он отправился в Кагул, я протянула ему на ладони таблетки, которые ему надо было выпить вечером. А он сказал, что не хочет их брать. «Я вернусь назад к тому времени», – сказал Виеру. И я удивленная ответила, что опасно ехать ночью на машине». «Концерт заканчивается в 19:00 и мне надо три часа, чтобы доехать до Кишинева, то есть, в 23:00 буду дома», – пытался убедить Раису муж и взял только одну таблетку. «Я ждала его, видела, что не возвращается и обрадовалась, что остался у друзей на ночь в Кагуле. Уснула спокойная», – вспоминает грустно Раиса. В 9 утра позвонили из больницы скорой помощи…поэт Григорий Виеру был в коме…

Анна Герчу

Читать полностью на румынском
 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *