Дан Дунгачу: зачем выбирать копию, когда под рукой оригинал? Политическая ситуация в Молдове в 10 пунктах

Изучив результаты данного опроса, некоторые вещи, касающиеся политической ситуации на левом берегу Прута, становятся более ясными, а другие так и остаются в тени.
1. Коалиция за евроинтерацию (ЛДПМ-ДП-ЛРП) не побеждает на выборах…
…но у Коалиции есть шанс. Согласно опросу видно, что четыре партии проходят на выборах: ПКРМ (47, 2%), ЛДПМ (19, 8%), ЛП (12, 8%) и ДП (11, 5%), а проевропейский вектор сохранить невозможно без того, чтобы снова не создать коалицию из некоммунистических партий. До выборов они еще могут себя показать.
ЛДПМ, партия с образованным, проевропейским, городским, достаточно молодым электоратом потеряла свою репутацию из-за скандалов с коррупцией, доктринальной непоследовательности и двойственности. ЛДПМ пытается компенсировать свои потери. Ее потенциальный электорат – административная область районных центров, которые напрямую зависят от преимуществ общественной администрации. Контроль над правлением/бюджетом будет основным предвыборным рычагов давления данной партии. Это объясняет и факт приостановления реформы децентрализации в РМ, несмотря на попытки США и Швеции протолкнуть ее.
Потеряла в своем лице и ДП, балансируя между попытками сохранить вице-председателя, имеющего катастрофический имидж в глазах общественного мнения и перестать зависеть от бюджета, который он вкладывал. Спекуляции, после которых последовало снижение порога независимых кандидатов с 2% до 1% в том числе и для Плахотнюка, не безосновательны. Но отстранение его от партии, тем не менее, вариант теоретический. Слишком мало времени, чтобы общественность перестала ассоциировать Плахотнюка с ДП, при том, что потом в парламенте они все равно встретятся. Электорат ДП – как и доктрина самой партии: неоднозначный, смешанный, неуверенный. ДП – партия смешанных семей, многочисленных в республике (молдо-русских, молдо-украинских, русско-украинских), а также сельскохозяйственной элиты, среднего класса, который хочет как в Европу, так и в Россию, как в ЕС, так и в СНГ, откуда и необходимость партии в противоречивых лозунгах и программах. Основные политические рычаги данной партии – административные, а также бюджет и возможности СМИ, которыми располагает партия.
ЛП удалось, как ни странно, сохранить свои проценты, даже увеличить. Парадоксально, что то, что повлияло на их внутреннюю раздробленность и уход от правления, с другой стороны укрепило их. Находясь уже не у власти ЛП удалось более четко и согласованно выразить свои основные сообщения: по вопросам идентичности, антикоммунизма, всегда с наличием (само)цензуры и всегда не особо поддерживаемые другими членами коалиции. С молодым, образованным, сконцентрированным в городе электоратом, а значит хорошо осведомленном в плане информации, у ЛП есть шансы повысить свои позиции, несмотря на то, что в отличии от ЛДПМ и ДП ЛП не обладает своими средствами СМИ. Основное место удара ЛП – столица, как показали двойные выборы Дорина Киртоаки. У ЛП, наверное, у единственной довольно четкая направленность: проевропейская, прорумынская, антикоммунистическая.
Продолжение о происходящем на политической арене и в гражданском обществе РМ в преддверии парламентских выборов, читайте в полной версии статьи.