Стиль жизни

Дворник – на день, впечатлений – на всю жизнь

Понедельник. Я проснулся в 5 утра и, несмотря на дождливую и холодную погоду на улице, отправился в Соборный парк в центре столицы. Там мне надлежало мести территорию вместе с другими дворниками. Как только я прибыл на место, одна из работниц «Зеленого хозяйства» отдала меня бригадиру команды, состоящей из семерых дворников. Указания Лидии Бабэрэ были простыми: «Этот парень хочет делать тоже самое, что и наши работники, оденьте его, выдайте метлу и пусть работает!».


Вагончик дворников изнутри

Бригадир, тоже дворник, пригласил меня в вагончик, находящийся за Кафедральным собором, вытащил пару штанов и куртку, на спине которой красовалась надпись: „Î. M. Asociaţia de gospodărire a spaţiilor verzi” (Предприятие «Зеленое хозяйство»). Я надел куртку поверх своей, натянул штаны на джинсы, а чтоб не падали – подвязал вместо пояса веревкой. Когда я был готов к выходу, мой проводник отметил, что еще не выдал мне рукавицы. «Мы и в перчатках натираем мозоли, а без них все руки были бы, как камень, поэтому бери и ты». На улице, прислоненная к вагончику, меня ждала метла. У нее был железный наконечник, который можно было увеличить, или укоротить, а внизу – пучок веток. Несмотря на то, что только светало, остальные участники группы были уже на своих участках, поэтому и я поспешил.


Дорин Галбен в роли дворника

«Сначала я стыдился, чтобы меня видели родственники, или соседи»

Пока я шел к месту, все думал, как отреагируют знакомые, если увидят. Но через несколько шагов убедился, что риск очень мал, потому что люди видят только метлу, а кто ее держит их не интересует. Территория, где мне надо было подметать, находилась на углу улиц Пушкина и Колумна, там уже какое-то время пыхтел Тудор Викол, мужчина лет 55. Я пытался как было возможно скрыть, что являюсь журналистом, но мои осенние ботинки меня выдали. «Ты не из наших, у нас все приходят обутые, как зимой, видно, что ты из тепла выбрался откуда-то», – перебил меня улыбаясь Тудор, после чего снял рукавицу, вытер руку об штаны и протянул мне ее! Вправо, влево, взад, вперед – так двигался Тудор, приговаривая: «Смотри на меня и принимайся за работу, до обеда нужно все листья смести отсюда».

Слово за слово, листик за листиком, я узнал, что он работает дворником уже четыре года. Мужчина никогда не думал, что дойдет до такого, но нужды вынудили. «Вначале мне было так стыдно подметать! Я стыдился, чтобы меня видели родственники, или соседи. Не хотел, чтобы они смеялись надо мной. Как ни крути, а никто не хочет становится дворником. Сейчас я привык, работаю тихонько и меня не интересует, что думают люди. Мне не стыдно, потому что я честно зарабатываю деньги, не ворую и не попрошайничаю», – утверждает Тудор Викол, взгромождая кучу из листьев.


Тудор Викол

Но все-таки, его спокойствие иногда нарушается недовольными прохожими. Многие обзывают его, или издеваются над ним, потому что по случайности он иногда задевает их метлой, или просит не бросать мусор. Но он молчит и довольствуется несколькими словами благодарности: «Спасибо Вам за то, что Вы делаете!», – которые говорят некоторые более понимающие граждане. И хотя он слышит это редко, но именно эти «похвалы» вынуждают дядю Тудора выходить на работу шесть раз в неделю по семь часов в день и за зарплату всего в 2000 леев в месяц.

«Раньше находили деньги, а сейчас люди бедные и не имеют даже, что терять»

После почти часовой работы вместе с Тудором, я пошел поговорить и с другими его коллегами, которые тоже работали в парке. Лидию Бортэ я нашел, копошащуюся в листьях. Она работает дворником 14 лет. «Пока работаю здесь я поняла, что надо выходить на работу как можно раньше, пока люди еще не вышли на улицу. В 5 утра никто тебя не беспокоит, никто не плюет в душу и не смотрит надменно», – говорит женщина почти со слезами на глазах. Она стала дворником случайно. Чтобы не сидеть дома, в начале 2000-х вместе с подругой они устроились в «Зеленое хозяйство» на несколько месяцев. Но месяцы превратились в годы. И хотя потом женщина вышла на пенсию, но метлу из рук так и не выпустила! С грустью она рассказывает, что за все это время она вложила много физического труда в работу, мела под дождем и снегом и вывезла тонны мусора после праздников. Но все это не так повлияло на нее, как разговоры и отношение людей. На мой вопрос о том, находила ли она деньги, или другие ценные вещи во время работы, она ответила: «Раньше находила деньги, а сейчас люди в Молдове такие бедные, что даже не имеют, что терять. Ничего не находим, кроме однолеевых бумажек, которыми пользуются те, кто справляют нужду под деревьями». Тут же она показала мне, как несколько леев катились по тротуару от ветра: «Видишь, кто-то использовал их вместо туалетной бумаги, а мы должны собирать руками».


Лидия Бортэ (в центре справа) работает дворником 14 лет

«Для остальных мы, дворники, – люди второго сорта»

С метлой в руках я отправился к другому дворнику, подметающему на углу улиц Пушкина и Штефан чел Маре. Только тогда я понял, что чувствует дворник, идущий по улице. Пристальные взгляды прохожих, ничтожность, или безразличие, некоторые делают вид, что не видят тебя и ждут, пока ты их обойдешь. Может быть, именно поэтому стоял с кепкой, надвинутой на глаза, Константин Мариян, еще один дворник, погружающий листья в тачку. «Это самая сложная и самая грязная работа. Собираешь телегу листьев, отвозишь, а когда возвращаешься – падают еще парочку. К черту очень и все остальное», – недовольно бурчал мужчина. Когда я его спросил, что случилось, он рассказал, что недавно один молокосос сильно ударил его. «Я мел тоже тут, было солнечно и от метения поднималась немного пыль. Подошел один молодой человек и сказал, что я мел в его сторону листья и запачкал его. Я попросил прощения, а он схватил меня и толкнул в дерево, а метлу сломал. Видимо, ему показалось мало, и он ударил меня ногой в грудь. Я упал и не мог подняться. Никто не помог мне, все проходили и смотрели, как в цирке», – грустно сказал Константин. Он начал мести улицы, потому что в его возрасте уже нельзя особо никуда устроиться и потому что был уверен, что «чтобы махать метлой – не надо быть огурчиком, или эрудитом».


Константин Мариян  – дворник всего несколько месяцев

Приближался обед, все дворники выполнили свои обязанности, даже несмотря на то, что и я мешался у них под ногами. Но работа была окончена полностью только после того, как листья и мусор из баков были погружены в мусорные машины.

Эти люди не хотят ничего, кроме нормального человеческого отношения к себе и еще чтобы граждане не бросали мусор и не издевались над ними на каждом шагу. Они хотят, чтобы все поняли, что прежде всего они – люди, а уже потом – дворники!

Ежедневно в парке им. Штефана чел Маре и в Кафедральном парке работают 15 дворников. В общей сложности они убирают 15 га территории и получают пенсию от 2000 до 3000 леев. Единственный выходной день дворника – пятница.

Дорин Галбен

Читать полностью на румынском
 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *