Культура

Наталья Гырбу, между коллажами и мозаикой

Одна из таких молодых художников – Наталья Гырбу, которая недавно организовала выставку коллажей из фотографий. Кроме этого, девушка работает над проектом о мозаиках, а также организует различные мастер-классы и воркшопы для детей.

После окончания лицея Наталья хотела продолжить обучение в области искусства, либо журналистики. Но, под влиянием своего отца, была вынуждена получить образование в области, далекой от обоих желаемых. «На факультет искусств я не пошла, потому что это как-бы обычно ассоциируется с бедностью, на журналистику – из тех же побуждений. Затем хотела пойти на международные отоншения, но отец сказал, что факультет, который ничего не говорит о твоей профессии, – не факультет. Тогда я пошла учиться бухгалтерскому учету и аудиту, и это был самый сложный период в моей жизни», – вспоминает Наталья.

                        
Так Наталья видит ситуацию с Украиной 

Но книги Франца Кафки, которые она читала во время лекций по высшей математике и работы в строительной инспекции, после того, как заметила как много всего упустила, Наталья решила поменять свою жизнь. После курса фотографии, который она прошла в Кишиневе, девушка поехала в Барселону в поисках гуру в этой области. «Я искала человека, который бы меня вдохновил, показал бы мне другую фотографию», – говорит Наталья. Первый свой коллаж она сделала в Барселоне, когда в течение четырех часов фотографировала улицу без смены позиции фотоаппарата. Затем соединила полученные фотографии. В Барселоне же она сделала свой первый политический коллаж – одела всех политиков в одежды. «Тогда я была под впечатлением от реакции своих родителей, они меня оповестили, что у них там, дома, есть дела. В такие моменты понимаешь, что всему есть своя цена, даже сейчас, со всей свободой, которая у меня есть», – говорит Наталья.

«Зачем оставаться советскому китчу, когда можно его заменить на вагонку?»

Наталья стала комбинировать любовь к фотографии с другим своим увлечением – мозаикой, которую она находила по всей стране. «Впервые я пошла фотографировать мозаику с Яном Фельдманом, евреем, который работал во многих странах, но остался жить в Молдове. Наверное, он ностальгирует по Кишиневу 80-х гг. и творческих кругах тех лет», – рассказывает Наталья.

Это случилось в 2013, когда Ян обратился к Наталье, чтобы сделать фотографии. «Мы ездили почти три месяца. Начали с фотографирования всех остановок и мозаик на них, которые попадались на пути. Потом мы на период прекратили фотографировать, а потом, через время, когда случилось быть на севере Молдове, я поняла, что тех мозаик больше нет. Таким образом, проект с мозаиками начался тогда, когда я заметила, что станции с мозаиками разрушены, полностью, либо частично. Примером является мозаика с женщиной и виноградом, которая превратилась в мозаику женщины с кондиционером, или остановка в селе Цыганка, где была мозаика с цыганкой, которая изначально держала за руку цыгана, а теперь держит кусок бетона. Эти остановки разрушены и переделаны в пластиковые. Я думаю, что существует проблема непринятия определенного прошлого и желание уничтожить все, что имеет к нему отношение. Зачем оставаться советскому китчу, когда можно его заменить на вагонку, и это будет выглядеть очень по-европейски?», – иронизирует художница.

Логика сводится еще и к тому, что стоимость реконструкции остановки с мозаикой намного дороже, чем строительство новой из таких непрочных материалов, как вагонка. «Мозаики были сделаны из очень дешевых материалов – обыкновенной плитки для ванной, измельченной и инкрустированной в цемент. Это очень примитивный и дешевый метод в плане строительных работ, но сложный для артистов, которые делали эти мозаики», – говорит Наталья.

В селе Кирова находятся самые любимые мозаики девушки. «Мозаика содержит три библейских сюжета. Ее сделали в 80-е годы, когда цензура, хотя и не была уже сильной, но и не отсутствовала полностью. Более того, на остановке, где сделана эта мозаика, были и другие с хорой, джаз бандой и тракторами», – рассказывает художница.

Наталья поняла, что сейчас мы не умеем ценить красоту, независимо от ее происхождения и это видно даже в мелких деталях, таких, как то, что на рынке перед театром «М. Еминеску» самыми популярными являются картины с лебедями или восходами, а более особенные картины остаются в тени. Еще больше Наталью огорчили некоторые реакции негативные в адрес ее проекта, мол, ее обвинили в советской пропаганде.

А между тем, Кристофер Гервиг, иностранный фотограф, сделал серию фотографий с автобусными остановками в бывших советских странах. Его работы были отличным трамплином для Натальи продолжать свой проект. «Сейчас я хочу собрать все мозаики страны, которые еще возможно, чтобы была историческая основа, найти нескольких художников, которые их делали, и, почему нет, сделать книжку. Недавно я нашла внучку одного, который делал мозаику на Ботанике, хочу с ней поговорить», – рассказывает фотограф.
Но пока одно другое, Наталья проводит время с детьми, организуя разные мероприятия для них. «Обычно, я себе не доверяю, а дети развивают во мне способность иметь опору, потому что они чувствуют любую мелкую слабость. Так в окружении детей я естественная и принимаю себя такой, какая есть, но с выпрямленной спиной. Со взрослыми я не могу быть такой же», – говорит Наталья.

Читать полностью на румынском

Анна Герчу
 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *