Ничейные дети. Бабушка умерла, мать бросила, отец – за решеткой

Родственники говорят, что им тоже тяжело и они не могут приютить у себя ребят. Местные органы пытаются найти решение ситуации, но, скорее всего, детишки попадут в приют, что их пугает больше всего.
Если бы это был сценарий фильма, рассказывают Валерий и Валерия (10 лет) и Алиса (6 лет), то они бы однозначно взяли премию за лучшую драму. Но, к сожалению, это не фильм, а суровая реальность. Мать детей исчезла несколько лет назад, а отец сидит в тюрьме. Но самый суровый удар дети получили пару дней назад, когда от болезни умерла их бабушка Мария.
«Остались на дороге»
Мы приехали к вечеру и зашли в сельский магазин. Мимо нас проскользнул кто-то незаметно к прилавку. Это была девочка лет 6, одетая бедно и очень худо, в то время, как на улице приморозило. У нее дрожали руки и она часто их сжимала в кулачки. В одном у нее был сжат лей, она что-то бормотала продавщице. Я прислушался: «Я хочу сюрприз, дайте мне, пожалуйста, сюрприз…у меня и деньги есть». Продавщица посмотрела на нее с сожалением и сказала, что «сюрприз» стоит 6 лей, а у нее только один. Девочка настаивала, показывала грязным пальчиком на полку. «Господи, как мне жаль этих детей. У нее есть еще сестра и брат, они остались сами, после того, как умерла бабушка», – сказала грустно продавщица. Я пообещал, что заплачу за то, что хотела девочка, малышка взяла «сюрприз» и довольная побежала на улицу, напевая песенку.
Дом, в котором выросли ребята
«Были дни, когда им нечего было есть»
Затем мы узнали, что девочку зовут Алиса, она самая младшая в семье детей, оставшихся сиротами. В магазине в то время была еще одна местная жительница, которая стала рассказывать, как несправедливо обошлась судьба с этими тремя ребятишками. «Их бабушке приходилось очень трудно, только она знает, через сколько горя прошли эти дети. Она сама не ела ничего, пока не убеждалась, что дети сыты. Поэтому и заболела и сил справиться с болезнью не было», – рассказывает женщина. Поговаривают, что их дедушка свел счеты с жизнью из-за накопившихся долгов. С другой стороны прилавка покачивала головой продавщица. Она подтверждает, что работает в магазине много лет, и что бабушка детей очень часто брала продукты в долг. «Были дни, когда им нечего было есть. Приходил кто-то из детей, я давала ему буханку хлеба и сто грамм тюльки. Разве этого достаточно на 4 человек?», – спрашивает женщина сквозь слезы и протягивает мне тетрадку, где записаны все должники. На счету бабушки Марии были долги на сумму 14, 35, 50 леев.
Думали, что «мама» спит
Тут подошла и Ниталья Стэнилэ, социальный ассистент села Избеште. Вместе с ней мы отправились к семье Пырву узнать, что будет дальше с детьми. По пути ассистент рассказала, что бабушка и говорить не хотела о приюте, несмотря на то, что ей многие советовали. «Она все время говорила, что пока у нее будут силы, дети останутся с ней. Даже несмотря на то, что они не блещут в школе, все равно стараются. Не пропускали без причин и всегда помогали по хозяйству. Все трое называли бабушку мамой», – говорит социальный работник.
Также она рассказала, что близнецы Валерий и Валерия ходили в социальный центр, где их кормили, они нормально мылись и им давали еду домой. «Когда бабушка умерла, рядом оказалась только Алиса. Она просидела долго возле кровати, думая, что «мама» спит. Когда пришли старшие и увидели, что бабушка не двигается, позвали в страхе соседей», – вспоминает Наталья Стэнила.
Валерия и Алиса с родственниками
«В чем провинились эти души…Господи?»
Дом, в котором жили дети с бабушкой, находится на самом краю села. Ворота ржавые, за ними ведет утоптанная дорожка, на которой мы и встретили играющих детей. «Они ничего не понимают. Радуются, что много людей и есть еда. Господи, сколько несправедливости на земле. В чем провинились эти души…в чем, Господи?», – вопрошает со слезами соседка, видя нас. В это время Валерий, единственный братик двух сестер, перепрыгнул забор и убежал. Позже мы узнали, что он думал, мы пришли его забирать в приют. В тот вечер люди из села не переставали приходить, во дворе были братья скончавшейся бабушки Марии и их трое детей. Не было только четвертой – матери оставшихся сирот.
«Рвется сердце, когда понимаешь, какая жизнь их ждет»
Атмосфера была напряженной. В доме слышались причитания: «На кого ты оставила этих детей, Мария? Куда уходишь? Вернись назад, посмотри, как они тебя ищут глазками повсюду». Плач простирался на всю магалу. Вой собак делал атмосферу еще более угнетающей. Родственники позвали нас в дом. Внутри стены были почти голыми, а на полу лежали несколько старых молдавских ковров. В каса маре сельчане предались воспоминаниям. «Она была аккуратной и веселой женщиной. Работала с утра до вечера. Господи, сохрани ее душу!». Люди говорили и о судьбах детей, все понимали, что для них тяготы только начинаются, особенно учитывая, что их мать «не отзывается» уже несколько лет. «Жаль этих детей. Они ни в чем не виноваты, бедняги. Мать их бросила, бабушка умерла, родственники не могут их взять к себе. Оф, оф…рвется сердце, когда понимаешь, какая жизнь их ждет», – посетовала одна из присутствующих женщин.
«Не можем взять детей к себе»
Вместе с социальным работником мы спросили родственников, как они видят ситуацию. Все ответили почти в один голос, что не могут взять детей, потому что у них у каждого тоже есть по двое и тоже живется тяжело. Ион Пырву, самый младший сын Марии, сказал, что готов подписать все необходимые документы на то, чтобы дети попали в семью, которая даст им любовь и заботу. «Их мать сделала все документы втихую, вышла однажды на дорогу и скрылась в неизвестном направлении. После этого звонила несколько раз, говорила, что в России. Но дальше мы больше ничего о ней не слышали», – говорит Ион. Что касается отца детей, родственники говорят, что он отбывает срок.
Похороны Марии Пырву прошли во вторник, 17 февраля, а уже в среду примэрия села Избеште собрала администрацию и родственников детей. По словам социального работника, они пытаются поселить детей в какую-то из сельских семей, которая не имеет своих. Если это не удастся, дети на какое-то время останутся у сестры бабушки. Но после того, как будут оформлены все документы, есть вероятность, что ребята попадут в приют, даже несмотря на то, что очень этого не хотят.
Валерия, Валерий и Алиса не имеют зимней одежды, необходимых средств гигиены и продуктов. Жители села говорят, что постараются сделать все возможное, чтобы их маленькие односельчане не умерли с голоду.
Дорин Галбен