РМ под информационным влиянием: молдавские украинцы ностальгируют по СССР

И эта ситуация будет таковой, пока национальные меньшинства (русские, украинцы, гагаузы, болгары и другие) будут продолжать учиться на русском языке, а не на своем родном, а многие из тех, кто перешагнул за 40-50-летний возраст, не будут уметь ни писать, ни читать на румынском. Отличный пример в данном смысле село Мындра, Кэлэрашского района, где большинство население (85%) – украинцы.
В контексте событий на Украине и в Крыму, позиция украинского населения Молдовы, составляющее 8,5%, является важным.
Посетив село Мындра, где украинские традиции не стерты временем и различными политическими режимами, мы обнаружили население, ностальгирующее по временам СССР, потому что тогда была работа, цветущие сады, поля не выгорали из-за отсутствия техники…Тогда в селе было много молодежи и детей, которые если и уезжали в Россию, то только на каникулы, а Дом культуры, когда-то красивое здание, собирало много людей на праздники. Сейчас каждый второй дом в селе пустует. Молодежь кто уехали в Кишинев, кто в Россию на заработки, старики умерли, а их дома остались заброшенными. Сегодня Дом культуры, лицей и общественная баня – строения, которые напоминают о былом веселье. А баню вообще приватизировал местный и стал разводить там скотину.
«Так передали по телевизору…»
Осталось еще здание Почты, скромный домик, в котором мы и встретили семерых старушек, стоящих в очереди за пенсией. Напомнив им о ситуации в Украине, они в один голос сказали: «Мы боимся войны!». Женщины оказались солидарными с желанием Крыма войти в состав России. «Смотрите, какой кризис сейчас! Люди остаются без рабочих мест. Крымчане молодцы, что выбрали объединение с Россией. Молдавский пенсионер с пенсией в 750 леев не поедет в Европу»,- говорит почтальонша на русском.
Несмотря на то, что женщины боятся войны, они уверенны, что вовлечение РФ во внутренние дела Украины – это предотвращение намного большего по масштабам конфликта. «Так сказали по телевизору. Россия делает добро тем, что защищает своих граждан», – говорит бабушка-украинка. «Те, кто на самом деле страдают – простые люди. Что делать народу? Воевать?» – спрашивает бабушка Мария. Почтальонша уверенна, что «те, кто начали эту войну – проплаченные бандиты». «Нормальные христиане никогда бы такого не сделали, они не хотят войны. Мы вернулись к сапе! Сидим дома и не имеем работы. Что нам делать? Красть? Да и красть даже нечего и не у кого. Мы все тут бедные», – говорит пенсионерка, молчащая до этого.
«Так сказали русские»
У жителей села Мындра есть доступ к информации, во всяком случае, так они считают. «У нас есть антенны, есть российские и украинские каналы. Есть НТВ, есть все», – говорит одна из женщин. Но они не могут сказать, есть ли разница между информацией, передаваемой с «обоих фронтов», тем не менее больше верят в то, что говорят по российским каналам. «Так так сказали русские, что они хотят добра, не хотят этого конфликта и не хотят войны», – говорит Мария. «В конце концов, когда-то Крым был российским, там все русские. Что делать, Россия будет защищать свой народ», – добавляет почтальонша, как будто повторяя слово в слово слова Путина.
«На нас никто не обращает внимания. Мы даже не понимаем этого молдавского», – возмущаются женщины. Они даже не стали учиться в свое время читать и писать на латинской графике, только бабушка Мария читает немного, потому что учила немецкий в школе. Дети в селе также, как и в других населенных пунктах, где проживают представители национальных меньшинств, учатся на русском.
Пока женщины наперебой вспоминали о том, как было хорошо, когда можно было купить обувь по 10 копеек и носить три года, а теперь надо инвестировать миллионы, чтобы построить дом, молдавский пенсионер Думитру выразил надежду, что «нас оставят в покое». «Янукович все бросил и сбежал, а Россия не делает ничего хорошего. И ЕС не должен вмешиваться. Пусть Украина сама решает свои вопросы», – говорит пенсионер, чье мнение никто из женщин не поддерживает.
Окончание статьи читайте в полной версии
Анна Герчу