Чем занимаются беженцы в Молдове?

Речь идет о беженцах, о людях, ищущих выхода из ситуации опасности в своей собственной стране, где на них идет давление по вопросам религии, расы, национальности, политического мнения, или принадлежности к определенной социальной группе. По данным Бюро миграции в Молдове, в апреле 2013 года было зарегистрировано 214 беженцев и шесть человек, которые просили убежища. По происхождению беженцы – из 30 стран мира и больше всего – из Сирии.
Как только Бюро по миграции выдало одному из беженцев статус, Верховный комиссар ООН по делам беженцев (UNHCR) совместно с Организацией по расширению прав ребенка и семьи „AVE COPIII” и благотворительным центром для беженцев взялись помочь иностранцу интегрировать в общество.
Бегство к спокойному будущему
И хотя основная цель UNHCR – это защита прав на благосостояние беженцев, финальная цель агентства – способствовать нахождению решений вести мирную и достойную жизнь. Для беженцев со стороны UNHCR предлагаются три варианта выхода: добровольная репатриация, местная интеграция, либо переселение в третью страну, в случае, если возвращение на родину, или проживание в принимающей стране стали невозможными. Большинство беженцев вынуждены пользоваться услугами центра, который может помочь им юристами, медиками и так далее. В первые дни прибытия беженцам выдают пакет первой помощи, в который входят гигиенические предметы и белье, выданные UNHCR. Четыре раза в год все беженцы получают пакет с продуктами, куда входят основные продукты питания – макароны, крупы, подсолнечное масло, рис, консервированные овощи, а дети до двух лет получают и молоко. Также беженцы могут обратиться за медицинской и социальной помощью.
Приоритет Организации по расширению прав ребенка и семьи „AVE COPIII” – способствовать доступу детей в школы и детские сады. Из всех бенефициариев около 70% – это дети, в том числе и из смешанных семей, в которых как минимум один родитель является беженцем. Каждый ребенок со своей печальной историей бегства из родной страны.
Мазин – в поиске свободы
Один из тех, кто почувствовал на своей коже необходимость в том, чтобы просить убежища в РМ– Мазин Эххассан. Он из Судана и статус беженца в РМ имеет с 2012 года. Мазин является участником египетского движения Кефайа в Судане, которое насчитывает около 3000 человек, борющихся с суданскими властями. «Президенту Судана 24 года, представляете?», – говорит он. Мазин сбежал из Судана по причине того, что власти не уважали его права на свободу мнения, а мнение у него было отличное от правительственного. Когда конфликт между Мазином и государством Судана усугубился, молодой человек покинул страну и приехал в Молдову. Связь с Молдовой у него была благодаря полученному здесь обучению. Так же поступили и многие другие коллеги Мазина по движению, они уехали в Египет, Кению, Уганду, Австралию…
Мастерант и знаток румынского
Мазин окончил факультет Биомедицины в 2010 году по специальности «Фармацевтические технологии». Затем сразу попытался устроиться работать по специальности, но работодатели не принимали его диплом. «Еще одним препятствием был тот факт, что я не знаю русского. Все таки мы, беженцы, еще далеко не часть молдавского общества», – говорит Мазин.
Мазин работал в международной компании, был связующим с арабскими странами. Но недавно партнерство с арабскими странами прекратилось и Мазин – безработный. «Сейчас я готовлюсь сдавать мастерат. Найти работу сложно, что еще больше усложняет процесс интеграции в общество», – говорит Мазин. Он снимает квартиру и теперь накопил долги. «Я вынужден прикрываться организациями, которые защищают наши права, но этой помощи не достаточно. Мне надо как-то выйти из-под их опеки», – говорит молодой человек. Мазину сложнее всего было выучить язык, а привыкнуть к культуре и обычаям людей – проще.
Случай Мазина вполне счастливый. Он выучил язык, продолжает обучение и у него есть планы на свой бизнес в Молдове. Он не жалеет, что решил бежать из своей страны именно сюда.
И тем не менее, достаточно ли того, что беженцы находят места, где уважают их права и предоставляют уверенность? Уязвленные по многим причинам, людям другого цвета кожи, других религий, приехавших из другой культурной среды, сложно интегрироваться и начать новую жизнь с нуля…
Анна Герчу