Война и мир
Политические конфликты последнего периода могут расцениваться, как война. Известно, что задача любой войны – достижение мира, в наиболее выгодных условиях. Эта гипотеза была подтверждена межпартийной борьбой еще в прошлые годы. После обвинений и грязи в прессе, конфликтующие между собой лидеры усаживались за стол переговоров, где выкуривали своего рода «трубку мира». Любой метод, насколько бы циничным он ни был, работает, если ставит противника в наиболее невыгодное положение за столом переговоров.
Без правил
Существуют и другие неписанные законы войны. Например, война должна сводиться только к политическим целям и не должна приводить к ненужным разрушениям. Еще один закон: собственность и люди должны быть защищены. Конфликт между партиями РМ, начавшийся в 90-е гг., не закончился и сегодня и не придерживается никаких военных правил. Партии, подчинившие себе государственный бюджет и госучреждения, используют общественные средства для ведения войны, из которой они же сами и выйдут победителями. Выплачивая налоги, НДС и различные акцизы, граждане таким образом оплачивают счет телевизионной «войны», в которой политики, пообещавшие нам европейское правительство, взамен принесли нам войну без правил, как в автократическом средневековом обществе.
Фанариотские кланы
С определенной точки зрения молдавское общество еще более отсталое, чем в средневековую эпоху, которой мы обязаны формированием первого румынского государства. Основы румынских принципатов (округов) установились благодаря вхождению этой территории в международную торговлю, требующую высокого уровня организации. Племенной общественной системы было недостаточно для развития торговли, и понадобилось централизованное государство, которое могло гарантировать торговые преимущества, имевшиеся у внешних торговцев. Деградация РМ в последние годы создает впечатление, что мы возвращаемся к режиму кланов, подобных племенным. Централизованное государство – лишь фантик, призванный своими учреждениями обирать деньги в бюджет страны, либо предоставлять более сильным кланам привилегии в торговле (контрабанда, бизнес с государством и т.д.). Государственная разрозненность и отсутствие интереса к гражданам достигли критической точки. Даже в самые темные моменты средневековья эта страна не была настолько плохо управляема, а интересы граждан настолько проигнорированы. Только в период русско-турецких войн и фанариотского режима население находилось на уровне бедности, сравнимом с нынешним.
Социальный контракт
В цивилизованном мире государство и граждане действуют на основе социального контракта. Мы, граждане, платим налоги, а государство взамен дает нам защиту от криминальных элементов, выстраивает инфраструктуру, больницы, школы и так далее. Как в любом контракте, если одна из сторон не соблюдает соглашение, то контракт теряет значимость. Те, кто платит налоги ежемесячно в десятки, сотни миллионов, доказывают, что делают это зря, им нечего выигрывать в этом «контракте». Если цель верхушек клана – добиться мира в благоприятных условиях, то интересы граждан заключаются совсем в другом: в снижении налогов, контроля, в наличии действенных учреждениях, искоренении бюрократии и монополии, привлечении иностранных инвестиций, создании новых рабочих мест. Те кто знают, как думают верхушки клана, смеются в голос, слыша такие заявления. Их задача – разрушение клана-оппонента и сокрытие конфликта в масс медии путем утверждения права на «священную войну» во имя интересов общества.
Финансовый удар
Помимо войны среди кланов власти и тех, кого выгнали из правительства, существует и молчаливая война между гражданами-налогоплательщиками и государством. Граждане, без ресурсов, без телевидения, живущие по всей территории, без реальной способности координировать действия, имеют мало шансов на победу. Протесты, которые происходили все эти 20 лет, доказали, что их действенность ограниченна, а успех зависит от лидера, привлекающего поддержку недовольных. Экстремальный метод борьбы с государством – фискальный удар, который включает неуплату налогов и выплат государству. Юридические лица могут хранить на счетах деньги, предназначенные государству, вплоть до выполнения последним его функций. Физические лица могут протестовать тем, что не платить НДС в магазинах, то есть, покупать продукты на рынках и у людей, не предоставляющих бон оплаты. Риски финансового удара схожи с сохранением нынешней системы: парализованность и блокирование его дееспособности. И все-таки, пока функционирование нынешнего государства выгодно только политическим кланам, непонятно, почему граждане должны вкладываться в него.
Война граждан
Требования элементарные: хотим государство, где во главе правительства будет назначено профессиональное лицо, с моральными ценностями, опытом и компетентностью. То есть, государство должно доказать, что оно знает как и умеет управлять общественными благами. Если же верхушки упускают шанс убедить общество в том, что могут быть честными «хозяевами», то мы, граждане, оплатой налогов спонсируем воровство – любимое занятие политических кланов. Проблема лишь в том, что неуплата налогов в первую очередь ударит по пенсионерам, или врачам с преподавателями. С другой стороны, какие есть гарантии того, что мы будем платить налоги, как и до этого, а кланы будут бить рекорды по воровству, как и до этого, и в итоге все равно не дойдет до финансового блокирования? Никаких. Если кланы между собой воюют без правил, то почему граждане должны воевать с врагом номер один, придерживаясь правил?
Видение против мошенничества
Перелом между интересами государства и верхушками кланов – существенный. Будущее правительство может быть либо новым вариантом политических кланов, разделяющих госбюджет и государство, либо может быть народным, которое попытается отвечать законным интересам общества. Нынешние кланы, в отличие от средневековых, не понимают, что процветающая страна может принести больше выгоды, чем увядающая. Несмотря на явные «мошенничества» кланов, отсутствие у них видения – очевидно. Кланы игнорирует интересы тех, кто стоит в основе государства, а это ведет к его краху.