Десять эпизодов войны прессы против…прессы
Затихло эхо политической войны этого года. Это была грязная война со всеми присущими ей признаками. Политики, развязавшие ее, вели себя как подобает интриганам: заварили кашу и отошли, предоставив поле боя прессе. Я не видел вместе Филата, Гимпу и Лупу, а с ними и Плахотнюка ни на одних публичных обсуждениях, они атаковали при помощи посредников, вот почему сложилось впечатление, что это была война не между политиками, а между журналистами. Эти не понимали иной раз сами, против кого и почему они воюют. В этой войне не пресса была манипулятором, а политики, использовавшие для манипуляций прессу, с помощью которой они манипулировали общественностью.
Эпизод 2. Мотивация и ставки
Как и любая молдавская политическая война и эта закончилась странным и позорным примирением. Политики считают выигрыш, а пресса – свои грехи. Как и в любой войне, есть и в этой вещи, окутанные тайной. Одна из самых больших тайн: когда все же первые лица государства узнали о трагедии в Пэдуря Домняскэ? В итоге ведь все сводится именно к этому вопросу. Я не думаю, что о таком событии не знали Филат и Тимофти с того самого вечера, как случился инцидент. Один мой коллега сказал, что «не важно, знали они, или нет». Да нет же, важно! И очень даже, потому что, представьте себе, как бы выглядела эта страна, если бы стало известно (пауза), что нас надули таким образом?
Эпизод 3. Михай Гимпу и «охотники» Филата
Я не адвокат Гимпу, но с детства меня учили не бить того, кого бьют все. Да, его поведение на телевидении было возмутительным. Но помнится, были грехи и за Ворониным, который послал куда подальше журналиста и не помнится, чтобы его за это очень уж как-то упрекали. Для Гимпу случившееся на телевидении – урок, который можно получить в любом возрасте. Но и поведение журналиста было неправильным, сколько бы прав, или не прав ты был, имея ввиду некоторые обстоятельства, не этично было со стороны журналиста заявлять Гимпу «Как Вам не стыдно!». Не думаю, что подобный кураж наблюдался бы у журналиста в беседе с Филатом, например. Реакции противников Гимпу были непропорциональными, переросшими в медийную возню. Сегодня Гимпу осуждает вся сторона Воронина, переходящая постепенно на службу другого хозяина. Заявления типа «Гимпу – политическая катастрофа» – не думаю, что самые беспартийные и беспристрастные. Что аж хочется и мне закричать: «Как вам не стыдно!».
Эпизод 4. Некролог Бодюла
Пресса Филата, которая учит других, промолчала по поводу того, как Филат, Тимофти и Лупу подписывали некролог после смерти Ивана Бодюла. Не особо била эта пресса в барабаны и по поводу передумывания Филата (видите, не только Лупу передумывает) ехать в Яссы, где он должен был встретиться с премьером Понтой. Представляю себе, как бы реагировала эта пресса, если бы не Филат, а кто-то другой из лагеря Плахотнюка так вот «передумал» бы. ТИМПУЛ отнесся критически, осуждающе и в отношении некролога и в отношении заявок Лупу в Комрате. Так кто и у кого за пазухой находится?
Эпизод 5. Дьявол среди ангелов?
В этой войне не боролся полк ангелов с одним дьяволом. В обществе, состоящем только из ангелов, невозможно чтобы было так, как хочет дьявол. «Непартизанская» пресса пришла к такому выводу: Филат – светлый Ангел, а Плахотнюк – темный Дьявол, символ зла. В продвижении этой идеи Jurnal tv (телевидение Виорела и Виктора Цопа) переплюнуло NIT и стало сценой, на которой каждый день, от зари до зари, мусолили «кукольника», «бандита», «криминалитет» и его «марионеток». Был создан даже список, в который попал и я с бирочкой «марионетка Плахиша», «неблагодарный», «воспевающий Улинича» и т.д. Но зря стараетесь, если хотите найти в ТИМПУЛ, а также среди моих публикаций «воспевания Улинича», или «лесть в адрес Зубко»! Не найдете, потому что их нет. Мы первые из прессы потребовали отставки Зубко, мы же первые и осудили Лупу за его заявочки в Комрате. Но этого «непартизанская» пресса не заметила, потому что это нарушает их планы. А планы были поместить нас «за пазуху (в карман) Плахотнюку» и довести до общественности идею, что «мы продались», а они ангелочки невинные среди всей независимой и открытой прессы…
Эпизод 6. Позитивные эффект войны
Война, якобы, разделила прессу на два лагеря, но она и до этого была разделена, но не так очевидно. А иначе в обществе с разными идеологиями, различными этносами и политическими критериями и не может быть, единой прессы в таком обществе существовать не может. Но у войны были и позитивные результаты: стало возможным определить принадлежность прессы и уровень ее морали и профессионализма. Теперь никто не сможет рвать на себе рубашку со словами «Мы политически независимая пресса». Общественность увидела, кто из чьей кормушки питается. Вопрос: почему после 2009 года наша пресса не стала более свободной, честной, политически независимой?
Эпизод 7. Раскол гильдии
В период правления Воронина линия фронта была ясна, пресса была разделена на демократическую и антикоммунистическую и антидемократическую и прокоммунистическую. Если до 2009 существовал какой-то идеализм в поведении прессы и солидарность среди «антикоммунистической гильдии», сегодня идеологические границы смыты и силы перегруппированны под другие «принципы и ценности».
Эпизод 8. Независимость, но более зависимая
Повторяем и мы судьбу посткоммунистических стран, в которых пресса делится каждая на своего хозяина: каждое издание у своего феодала (олигарха). Появление после 2009 года двух новых молдавских телевидений не означало вхождение молдавского общества в рай свободной и независимой прессы из-за того, что у этих телевидений, якобы, нет экономических мотиваций. Чтобы выжить, эти телевидения пожирают миллионы некоторых олигархов, у которых есть и политические и экономические интересы. Поэтому пресса все также разделена, каждая под своим олигархом и каждая танцует под его музыку. Вот почему можно сказать, что после 2009 пресса стала более плюралистической, но никак не независимой.
Эпизод 9. Проплаченные аналитики и купленные блоггеры
Нынешнее демократическое правление (Альянс), который хвалится «успехами», достигнутыми на фронте свободы прессы, и пальцем не пошевелило, чтобы улучшить ситуацию в прессе. Наоборот, оно создало экономические, моральные и психологические условия, чтобы пресса стала более зависима от «мешка с деньгами». А мешок денег у них, у политиков. И они же, политики, вытащили на первый план всякого рода «политических аналитиков», купленных блоггеров, агрессивных и вульгарных, пропагандирующих ложь и обвинения. Осталось всего несколько независимых блоггеров, которые могут спасти честь блогосферы нашего пространства…
Эпизод 10. Поздно лезть кому-то в карман
Я не нахожусь ни в чьем кармане. Уже поздно. У меня нет идолов в политическом мире Кишинева. Я был и остался только с отвращением и сожалением от потерянных надежд и предательства. Это мотив, по которому я не вхожу ни в один из лагерей. Я пытался быть на стороне правды, но такой правды, какой я ее понимаю. Я не мог морально себя ассоциировать с той частью прессы, в которой тон задают «борцы с мафией», как экс-советник Воронина Мокану, «политические обозреватели» с NITа Цырдя, Тулбуре и с какими-то мутными блоггерами. Лучше пусть они на меня нападают, чем быть вместе с ними.
Fiți la curent cu ultimele noutăți. Urmărește TIMPUL pe Google News și Telegram!