Еминеску в “воинственном” одеянии
Еминеску был намного большим, а чтобы понять, чем и кем именно, и какова его роль в румынском обществе конца 19 века, в школах надо изучать и его статьи из газеты „Timpul”, либо как минимум выделить час для изучения его журналистских материалов. Но еще пройдет много времени, прежде чем это будет введено в практику в румыноязычном пространстве, не важно, в Румынии, или Молдове.
Журналистская деятельность Еминеску вызвала большие споры в преддверии 1989 года. Основная проблема заключается в антисемитизме некоторых его статей, но это надо трактовать, имея ввиду, эпоху и специфичность антисемитизма Еминеску. Его самые жесткие статьи на эту тему крутятся вокруг темы массовой миграции евреев из царской России в Румынию, которая только стала независимой и в основном вокруг Берлинского трактата, который обязывал давать румынское гражданство всем этим иммигрантам. Почему убегали евреи из царской России? Понятно, что не от хорошей жизни, но это другая тема. Отношение Еминеску к иммигрантам похоже на отношение сегодняшних многих западных стран к экономическим мигрантам из Восточной Европы. Отношение выражает протест, отказ. Если исключить эту тему публицистики Еминеску, то в принципе она остается вполне актуальной и сегодня. Его можно было бы обвинить в проунионистском милитаризме, в румынском национализме, но сегодня такого отношение в принципе больше нет в общественном пространстве.
Я бы предложил преподавать статьи Еминеску на факультетах журналистики, потому что его умение писать очень актуально и сегодня в журналистском деле. Я уверен, что его статьи 150-летней давности студенты смогли бы спокойно читать и сегодня. Но вот только думаю, что Еминеску был бы против варварского отношения к языку (проблема школ и преподавателей в первую очередь), даже если оправдать неологизмы из технической сферы, которых не существовало в 1880. А в Кишиневе были бы очень кстати статьи Еминеску о Бессарабии. Из его публицистики, засунутой в дальний ящик, его политическая деятельность в отношении объединения румын остается практически неизвестной. Еминеску с молодости ездил по странам, где живут румыны и познал очень хорошо, что означает разрыв нации на части для пользы правящих кругов. Один документ австро-венгерских секретных служб раскрывает нам Еминеску в качестве организатора группы ардялских студентов-пропагандистов , выступающих за «Великую Дакию». И эта история говорит о том, что Еминеску был борцом не только на словах, но и на деле.