Как соприкасаются румынский национализм и молдавский либерализм
Теоретики национализма, такие, как Чарльз Кинг, или Лорд Актон говорят о двух типах национализма, отличающихся в следующем: в случае гражданского национализма, любовь к стране и чувство солидарности по отношению к соотечественникам становятся щитом против иностранного давления, но все в рамках границ того, что признано национальным. А этнический национализм может быть серьезнее, ставя в опасность основные свободы ради интересов своей этнической группы.
То есть, румынские манифестации можно отнести к гражданской категории, где национальные меньшинства были в равных возможностях с большинством, за исключением трагических ситуаций, конечно. В случае с молдаванами иностранное давление раньше шло от советского союза, теперь от России. Кроме как в отдельных случаях, нельзя говорить об ограничениях свобод этнических меньшинств между Прутом и Днестром. Наоборот, с этой точки зрения, национализм нынешних политических партий, происходящих из социально-политических движений конца 90-х, не состоит в конфликте с либеральными ценностями.
Национализм в своей цивилизованной форме, который уважает индивид, является основным течением для укрепления суверенитета и общественного согласия, так дорогого некоторым нашим сегодняшним демократам, которые не могут различить военизированных унионистов и свободных современных националистов. Гражданская сторона либерального национализма усилилась во время правления аграриев и коммунистов, тогда, когда РМ была еще ближе к России. Именно тогда национально-либеральное движение восстало против авторитарного правления. И если бы в среде преобладающей этнической группы существовала большая сплоченность, то не нужны были бы и восстания 7 апреля.
И тем не менее, насколько применимо в нашем случае утверждение Джона Стюарта Милла, согласно которому сильная приверженность к «товарищу», только из-за того, что он является одной с тобой нации, означает отсталость? Если судить в рамках стереотипов нынешнего либерализма, то это надо признать. Что иное, как ни ценности, базирующиеся на европейских, составляют основу сегодняшнего молдаванина в процессе «измерения современности»? Я продолжаю верить, что либеральный национализм (или национальный либерализм), так, как это провозглашается у нас, останется основным современным политическим течением, предлагающим цивилизованную систему Европейского Союза взамен социально-экономической и политической отсталости Советского Союза, который сегодня перенес на себе ребрендинг и теперь называется «евразийский союз».
Fiți la curent cu ultimele noutăți. Urmărește TIMPUL pe Google News și Telegram!