Моисей Гуран: одни перед лицом большого медведя

Ни США, ни Россия не ведут сегодня захватнические войны, ни Ирак, ни Сирия, ни даже Приднестровье и Югославия. Тактика заключается в дестабилизации смежных территорий, а в дальнейшем – в получении преимуществ благодаря их же неустойчивости, позициям и интересам в этих дестабилизированных зонах. И если, например, Крым можно считать пограничной территорией, которую русские захватили, инвазия Ирака и его преждевременное оставление американцами превратило его в буферную зону, с помощью которой США надеялись удерживать баланс между соседствующими силами. Насколько им это удалось – сейчас не важно, важно понять будущее Республики Молдова с точки зрения этого опыта.
Начиная с XVI века Молдова и Цара Ромыняскэ постоянно были буферными зонами. Не турки держали нас в повиновении, как многие румыны думают, а тот факт, что внутренняя политическая неслаженность превратила эту территорию в поле боя между империями. С небольшим промежутком в два века, между 1350 и 1550 территория Румынии играла роль буферной зоны, вплоть до объединения 1859 года. Эпизодические бунты, такие, как при Михае Витязул, не смогли дать румынам достаточной внутренней сплоченности, так, чтобы единицы, которые потом стали Румынией, не сотрясались каждый раз, когда появлялась опасность на границе. Поэтому больше Цара Ромыняскэ, чем Молдова, считалась стратегической буферной зоной для османской империи, вплоть до XVIII века. Цельная Молдова, вместе с тем, что сейчас называется Бессарабией, развилась лучше и была богаче, чем Цара Ромыняскэ вплоть до пришествия русских и до ее раскола на две части в 1812. У меня такое впечатление, что если бы Объединение 1859 года застало бы цельную Молдову, то столица страны больше не была бы в Бухаресте.
<…>
Румыния сегодня и Россия сегодня
Я думаю, что наша нация является вполне сплоченной, чтобы не допустить территориального разрыва, даже несмотря на то, что у нас есть другие «несплоченности», которые заставляют нас быть манипулированными… посредством слабого политического класса, например. Мне кажется, что многие эти скандалы, связанные с коррупцией, имеют отношение к России (отсюда и сильное вмешательство и американцев), даже несмотря на то, что многие из официальных лиц Румынии, павшие под ударом НДА (Национальной дирекции по антикоррупции), были просто жадными, а информации о том, кто подпитывал их жажду денег, мы не знаем. Зная о внутренней сплоченности румынской нации, Россия будет концентрироваться либо на том, чтобы столкнуть Румынию с другой сплоченной нацией (Венгрия), либо манипулировать внутренними рычагами. Инвазия в наши дни была бы неэффективной, сегодня, как и во время Второй мировой войны, Румыния не может стать губернией, или советской республикой, как было в Бессарабии между 1812 и 1991. К счастью, Россия нашла доступ к Средиземноморью и южным территориям, таким, как Сирия, а проливы потеряли в своей стратегической значимости. Она успешно манипулирует Грецией, поэтому не оправдано желание Петра первого покорить Румынию и Болгарию. Но к нашему несчастью, истоки Дуная все еще сохраняют свою значимость.
Украина
Или, лучше сказать, то, что от нее осталось…Она тоже пока что является буферной зоной, но более контролируемой Москвой, чем было до майдана в Киеве. Украинцы – нация, чья сплоченность трещит по швам в восточных зонах. Там многие себя считают русскими, нежели украинцами.
Украина-2-wall. Даже если карта преувеличена, то моим мнением остается то, что после Крыма вторым таргетом России является Одесская область, которая вытащит из необорота и Приднестровье и приведет Россию к истокам Дуная. Россия не смогла добраться до Крыма по суше, поэтому построила мост, которым перекрыла Азовское море и считает, что перекрыла Украине вообще доступ к Черному морю. Но Одесский регион – это нечто другое. Ее тактическое и коммерческое значение – огромное. Думаю, что только билдап сил НАТО в Черном море отложил на время идею морского десанта, совмещенного с форсированием со стороны Приднестровья и приводимого в итоге к преобразованию Одессы в государство-спутник Кремля. Может быть, именно поэтому Россия в последующий период может сконцентрироваться на Молдове, передвинув точку нестабильной зоны. Истинной проблемой было бы не столько дестабилизация Одессы, где русские являются в большинстве (даже больше, чем в Крыму), а именно Буджака на юге Молдовы, который является демографической сборной солянкой. Но для всего этого надо сначала дестабилизировать Молдову, что не является таким уж сложным.
Республика Молдова
К сожалению Республика Молдова является ужасно несплоченной с политической точки зрения. Молдова доказала, что не может мобилизироваться даже перед лицом внешнего врага, а молдаване остаются несплоченными и перед лицом внутренних угроз. Не только потому, что популярность Игоря Додона зашкаливает, реальной проблемой является то, что пусть даже разобщенное большинство лидеров проевропейских партий слишком разобщены в погоне за властью, коррупцией, оппортунизмом, чтобы остановить просчитанные шаги России.
Блокирование Кишинева, скорее всего, произойдет из-за его же несплоченности, идеальным для планов России было бы, конечно, разжигание вооруженного конфликта. Помню, что десять лет назад, когда я был в Молдове, остался шокирован впечатлением людей, что американцы, мол, будут заботиться о них. Это абсолютно наивное ожидание, подобное Румынии 50-х годов. Можно подумать, Молдова является иконой, на которую Обама молится каждый вечер. Такое мышление свойственно разобщенным нациям, думать, что есть большой брат, который поможет. И если у Румынии хотя бы есть НАТО, то у Молдовы – нет. В Молдове иностранные войска на территории, контролируемые напрямую Москвой экономика и инфраструктура, и последним банковским скандалом доказано, что Молдова может потерпеть крушение, как бумажный кораблик. Чтобы меня правильно поняли, я не говорю это с высокомерием, нет, я люблю Молдову и поэтому меня тревожат ее реалии, но, к сожалению, кристализованное во времена коммунизма, когда от Прута начинался СССР, национальное сознание румын редко включает и румын по ту сторону Прута (в РМ). Обратное же – присутствует. К сожалению, отрава, поданная в учебниках по географии и истории прошлого века, имеет воздействие на сегодняшнее доминирующее румынское поколение.
Бормотание по обе стороны Прута
Если завтра Молдова проявит желание объединиться с Румынией – мы не знаем, как отреагируем. В лучшем случае, отреагируем с безразличием 1991-го (упущенный исторический момент, когда Румыния поторопилась признать независимость РМ). В худшем случае – Румыния обвинит молдаван в том, что те хотят в ЕС, или хотят, чтобы мы их тащили на своем горбу.
Решение румынского правительства выделить 150 миллионов евро в помощь Кишиневу не сделает ни нас, ни их более умными. Мирные акции на протяжении долгого времени, а-ля Тинерий Молдовей – решение, но у Молдовы больше нет времени. Двойственность ЕС в отношении с Москвой усложняет ситуацию Молдовы, но и Румынии тоже. Также, как и безразличие и отсутствие инициатив на всех фронтах со стороны Соединенных штатов. У Бухареста, такое ощущение, что даже и нет определенной стратегии (политической) для дестабилизированной ситуации в РМ, нет также и инициатив…
Весь мир парализован и шокирован страхом перед агрессивностью и наглостью большого медведя, а мы, румыны и молдаване, остаемся наедине с этой историей. Может быть, вместо траура, попытаемся создать план?! Тот факт, что Россия сейчас занята в Сирии, представляет возможность. Россия не сможет заняться Молдовой до военного стабилизирования там, которое, может быть, случится где-то весной. То, что сейчас происходит в Молдове, – это хлеб, поставленный на дозревание, на время голода и национального краха Молдовы. И потом, не будем забывать, Украина как-то смогла пресечь российские аппетиты. И это второй важный фактор: что Одесса находится в Украине. Большой медведь не неуязвим. Он только наглый и опирается на парализованность других от страха. Поэтому, чтобы мочь сохранить Одессу, украинцам, как и молдаванам, нужна военная помощь и НАТО. Итак? Как поступим? Или это не наше дело?
Моисей Гуран – румынский бизнес-эксперт, телеведущий
Источник: biziday.ro