О «молдовенизме» и идеях «Единой Молдовы»
Сначала о термине «молдовенизм», у которого есть два обозначения. Первое – это румынский молдовенизм, проистекающий из идеи объединения молдаван с оставшимися румынами, которое произошло политически в 1859 году, затем в 1918 на основе языковой, исторической, лингвистической и культурной общности молдаван и румын. Связывающее звено этого молдовенизма – Прут и территория между Прутом и Днестром, как продолжение румынизма, укрепившегося на этой территории при помощи обычаев и традиций.
Второй «молдовенизм» – советского происхождения, являющийся противоположностью румынского, но который взял необходимые элементы для своего формирования из культурной и политической составляющей румынского молдовенизма. Этот «молдовенизм» базируется на реке Днест и происходит из приднестровского региона. Советский «молдовенизм» был политикой МАССР, МССР и СССР, который происходил из идеи политических, этнических, исторических и лингвистических особенностей румынского населения Молдавской ССР и Румынии. И эта идейная политика проводилась, начиная с 1924 года, затем в 1940, в 1944 и 1989.
Если существование этой идеи было оправдано для Советского Союза, для его геополитических интересов, то для Молдовы после 1991 года эта идея кажется парадоксальной. Молдавские политики от Снегура до Воронина почти полностью воплощали эту идею, добавляя некоторые необходимые элементы для оправдания молдавской государственности. В контексте недавних дебатов о вынесении приговора коммунизму, надо приговорить и этот советский «молдовенизм», который по сути является формой румынского молдовенизма. Этот совесткий «молдовенизм» прячет в себе еще и территориальные претензии к соседним Румынии и Украине. В результате переговоров Россия, ограниченная войной с Наполеоновской Францией была готова взять только Молдову с самое худшее границей на Сиреце. В итоге договорились о присоединении молдавских уездов по линии Прута, то есть то, что называлось Бессарабией. Но Питербург не оставил идею присоединения обоих княжеств. Это был один из важных аргументов для объединения в 1859 году, а объединение поддержала Франция, которая хотела ограничение русской экспансии в этом регионе.
В контексте продвижения Красной армии в Бессарабию и Румынию в 1944, советское правительство сочло целесообразным провести территориальную экспансию в стране за счет Румынии.
Так 24 августа 1944 года представители верхушки МССР подписали письмо, адресованное Сталину, в котором просили включение в состав республики территорий за Прутом – 13 уездов с населением в 2,5 миллионов человек и трех уездов южной Буковины с населением в 377 тысяч человек, и двух уездов северной Трансильвании, и Марамуреша (306 тысяч человек). Основным аргументом присоединения запрутских территорий было то, что три миллиона молдаван, проживающих в запрутской Молдове, южной Буковине и северной Трансильвании в старой столице Сучаве и новой в Яссах со всеми историческими памятниками культуры продолжала оставаться под властью румынских бояр.
Теперь дорогие молдаване, сколько раз будете слушать различных «патриотов Молдовы», разглагольствующих на тему «молдовенизма» будете понимать, почему эти идеи антирумынские и русофильские, порожденные царизмом и советским союзом и поддерживаемый Россией.
Читать полностью на румынском
Fiți la curent cu ultimele noutăți. Urmărește TIMPUL pe Google News și Telegram!