Почему молдаване не уживаются на одной карте и на одной иконе?
В один момент я себя спросил: «А что, с нами что-то происходит?!». Может быть, кому-то пришелся бы по душе позитивный ответ, что нет, ничего не происходит, но это не так. Если сравнивать молдавское сегодняшнее общество с тем, которое было в 1991 году, нельзя не отметить, что что-то все-таки происходит. Согласитесь, в некоторых вещах мы стали другими, пропали стандартные идеологические привычки, хотя бы чего стоит то, что сейчас в обществе в открытую обсуждают проблемы национальной идентичности и геополитический курс страны, что мы можем критиковать правительство без того, чтобы нас за это сажали за решетку, или в психушку, можем устроиться на работу и ездить за границу, наши дети могут учиться в престижных университетах запада и так далее.
С другой стороны, в некоторых других вещах мы не изменились, остались какими были: безответственными, завистливыми, грубыми и гордыми за собственные глупости. А вот еще об одном аспекте нашего неизменения хотелось бы рассказать подробнее. Мне всегда было интересно, каковы наши отношения с государством, и как они развиваются. «Молдаванин и государство» – вопрос, достойный внимания социологов и философов. И здесь мы сильно изменились, но не в правильном направлении. Так, до провозглашения Независимости, молдаванин подсознательно чувствовал, что советское государство – не его родное, но был горд тем, что являлся гражданином великого СССР и получал выгоду от государства, якобы, «на шару» (думая, что она возможна!).
Сегодня молдавское государство не может дать то, что давало до 1991 года советское. Многие поняли это и стали двигаться, взяли свою жизнь в свои руки, но многие остались на том же уровне, на каком были до Независимости и продолжают ждать, что государство отремонтирует им крышу, подметет во дворе и даст бесплатно угля на зиму. Если внимательно присмотреться, самый большой конфликт, существующий сейчас в Молдове, – это конфликт между гражданином и государством: государство использует граждан, как может, а граждане проклинают государство и не участвуют в его жизни. Даже выборы не являются для молдаван формой проявления демократии и участия в жизни государства. В итоге государство стали акционерным обществом, в котором «контрольный пакет» находится у нескольких личностей (лидерах правящих партий и олигархов, обеспечивающих существование этих партий), а миллионы простых граждан служат просто наемниками этого «акционерного общества».
Таким образом, в Молдове гражданин и государство – два кинжала, не помещающиеся в одни ножны, кинжала, которые скрещиваются в бесконечной борьбе. Поэтому молдаване не уживаются ни на одной карте, ни на одной иконе, как мечтал Виеру. Если было бы возможно, они не уживались бы и на одной планете.
В одном испанском городке, в переулке, машины неделю паркуют справа дороги, неделю – слева. Почему? Чтобы не подумали некоторые дискриминированные, что машины паркуют только под их окнами. И это решение не было продиктовано примэрией, государством и так далее, его ввели сами жители домов.
Можно ли что-либо подобное представить у нас?! Способны ли на такое молдаване?!