Почему правительство может остаться без либералов
История Ренато, наполненная тайнами
Был когда-то, и все еще продолжает быть, человек по имени Ренато, который какое-то время был хорошим другом одном нашему великому министру по имени Влад Филат. Так случилось, что в один прекрасный день они не поладили из-за денег и сильно рассорились. Тогда Ренато стал говорить о Филате плохо и они стали врагами. Тогда же Ренато хорошо ладил с другим врагом Филата – Плахотнюком. В то время надвигались выборы, когда народ должен был проголосовать за кого-то из них. И было решено, что Плахотнюк и Ренато уничтожат Филата и создадут одну партию, тяготеющую к России. Для этого нужно было, чтобы и другой кандидат, по имени Воронин, смог взять власть и вскоре задавить всех. Но поскольку Ренато был с русскими, ему надо было набрать голосов со стороны про-российских и повергнуть Филата. От этого всего должен был выиграть и Плахотнюк, тоже Влад, кстати. А чтобы народ поверил, решено было сделать так, чтобы Ренато говорил плохо не только про Филата, но и про Плахотнюка. Шла речь и о том, чтобы последний помог денежкой, замаслить народ, так сказать, но чтобы прямо перед выборами Ренато вышел из игры и уехал в Россию. А перед выборами он бы убеждал людей голосовать все равно за него, то есть: ни за кого. В смысле, чтобы народ не голосовал за другого про-русского, а лучше уж пусть испортит бюллетени. Так Филат оставался с неперетянутым одеялом, а Воронин терял голоса про-российского электората.
Но это всего лишь история, которая может породить вопросы, в худшем случае, если Владимир Воронин не наврал нам, когда сказал, что и Партия коммунистов-реформаторов была основана Владом Плахотнюком. В независимости от правдивости этой истории, она обращает внимание на другую важную вещь, касающуюся будущего РМ.
Николай Тимофти – президент, предложенный ЛП
Сначала были выборы, после которых все люди, трезвые на голову, поняли, что новое про-европейское правительство должно срочно и эффективно что-то менять, чтобы спасти страну. Премьер Лянкэ говорил тогда: «Решение, как минимум на данный момент, которое мы можем вынести, это либо проводить реформы, либо до следующих выборов мы не доживем, и страна потеряет шанс, который называется «европейская интеграция»». Дело казалось сделанным и мы все надеялись, что в короткое время у нас будет новая правящая коалиция. Злые языки говорили, что некоторые из лидеров трех партий, которые изначально должны договариваться, пусть даже будут бандитами и хапугами, но в любом случае, не будут настолько инфантильными, чтобы полностью загубить политику. Более того, дабы утвердить правительство, ДП и ЛДПМ должны всего лишь исправить ошибку, которую они допустили прошлый раз по отношению к Либеральной партии, которая после выборов 2010 года была просто обманута и маргинализирована. Вспомним, что в период 30 декабря 2010 – 25 апреля 2013, когда парламентом руководил Мариан Лупу, в действительности, согласно соглашению Альянса-2, функция спикера должна была принадлежать Михаю Гимпу.
Но наши надежды продлились не дольше, чем сон. Появилась первая преграда. Михай Гимпу просил разделения трех основных государственных функций: президент, спикер и премьер. Поскольку ДП и ЛДПМ хотят разделить между собой главенство в правительстве и парламенте, либералы просили себе право выбирать главу государства. Это желание вывело из себя остальных. В итоге ДП и ЛДПМ, взбелененные, заявили либералам, что должность президента не должна делиться и позвали на переговоры коммунистов.
На самом деле, все можно было бы решить просто. Например, если ДП и ЛДПМ упирались и не хотели отдавать Гимпу право выбирать президента, то им ничего не стоило пообещать, что Николай Тимофти будет переизбран в 2016. Потому что Тимофти был предложен на пост Михаем Гимпу. Поэтому категорический отказ ДП и ЛДПМ заставляет нас думать, что кто-то из глав этих двух партий наметил уже себе должность главы государства. Ходят слухи, что на эту должность претендует Влад Плахотнюк, или Владимир Воронин, но это менее важно, чем национальный интерес в ситуации, когда на пятки наступает опасность снова очнуться у ног России.
Гимпу принимается в качестве пешки
Еще один аргумент в поддержку идеи того, что некоторые лидеры ДП и ЛДПМ ставят и дальше личные интересы выше национальных, – отказ принять второе предложение либералов, а именно, чтобы генеральный прокурор РМ был иностранным специалистом. Отбросить такое предложение в нашей ситуации, когда коррупция правит в системе правосудия, не означает ничего иного, как желание удержать контроль над прокуратурой. Насколько известно, прокуратура, как и НЦБК, находятся под контролем ДП. Таким образом, либералы снова прижаты к стене, скорее всего потому, что лидеры ДП и ЛДПМ хотят сохранить полную власть в РМ, а Гимпу использовать только в качестве пешки. Лидер ЛП, который не является частью какой-либо сферы влияния, воспринимается своими партнерами по переговорам, как какой-то второсортный, который может довольствоваться и не особо важными министерствами, от которых нет никакого дохода.
Какова роль коммунистов в рамках переговоров?
Таким образом, добрались и до коммунистов, хотя связь между ними, ДП и ЛДПМ могла иметь и более глубокие корни. Не исключено, что связь с коммунистами могла существовать еще до выборов, если внимательно пронаблюдать за безразличным поведением команды Воронина в предвыборную кампанию. В этом случае переговоры с Гимпу могут вестись только для отвода глаз европейцев и наивных избирателей. И если роль ПКРМ в следующей формуле правления ограничится только конструктивной оппозицией, как говорил Воронин, тогда коммунистов можно использовать, как предполагал Ион Стурза, прежде всего в качестве шантажа Гимпу. После того, как ПКРМ пригласили к переговорам и особенно после того, как в среду коммунисты ударили по рукам с ЛДПМ и ДП по поводу избрания правления парламента, либералов, грубо говоря, уже шантажируют. Михай Гимпу поставлен в ситуацию, когда он должен либо отказаться от всего, либо уйти в оппозицию.
Без либералов ДП и ЛДПМ имеют всего один шанс на спокойное правление в стране, а именно, – убедить Воронина вступить в правящую коалицию. Что маловероятно, потому что в таком случае ПКРМ потеряет электорат и популярность, подобно Юрию Рошке в 2005. В противном случае, у нас будет правительство меньшинства с ПКРМ в конструктивной оппозиции. Что будет означать, что Воронин сможет регулировать на свое усмотрение любое решение парламента. А в этом случае проевропейская коалиция будет зависеть напрямую от ПКРМ.
Без Лянкэ Филат только проиграет
Независимо от ситуации, больше всего проиграть в коалиции может Влад Филат. Основной ошибкой лидера ЛДПМ будет стать спикером парламента и отстранить Юрия Лянкэ от премьерства. Хорошо это, или плохо, но Лянкэ в качестве премьера пользуется серьезной поддержкой в рядах населения, как и в партии, к которой принадлежит. Если Филат не поймет этого, то правление перейдет ДП, которая станет партией с основным правом решения. С другой стороны, если прокуратура, контролируемая ДП, найдет виноватых в случае с Banca de Economii, например, то Филат станет уязвим перед Плахотнюком. И из всего этого маскарада в итоге выиграет только Демократическая партия…
Fiți la curent cu ultimele noutăți. Urmărește TIMPUL pe Google News și Telegram!