Прощай, школа! В чем ужасы дистанционного обучения
…Только начав писать эту статью, я получила очередное сообщение из школы, где учится моя дочь: «Сейчас во время урока вылетел интернет, и нас выбросило из конференции. Те, кто не успел сдать задачи, высылайте в гугл-класс в письменном виде».
Это значит, что «технические проблемы» заставят ребенка провести лишнее время у компьютера и добавят какое-то время к домашнему заданию. Для тех, кто не в курсе, поясню: дистанционное обучение – это обычные уроки, только с дополнительной нагрузкой. В 9 часов утра, к началу первого урока, ребенок должен быть у компьютера, иначе он не попадет на видеоконференцию, или виртуальный урок. На этом уроке ребенок должен отвечать на вопросы учителя и выполнять задания, а потом сдавать их в электронном виде. Некоторые учителя, особенно математики, умеют рассчитывать объем заданий в соответствии со временем, отведенным на урок. Другие просто пишут набор упражнений, не понимая, что ребенок в начальной школе попросту не успеет их выполнить за 40 минут. В результате ребенок вместо перемены в состоянии ажиотажа доделывает необъятное задание, данное ему на уроке. После этого он должен выполненное задание сфотографировать и прикрепить в гугл-класс. Потом, не отдохнув, даже не переключившись, ученик переходит на видеоконференцию другого урока. Если опоздает – его могут не пустить. Все как в обычной школе, поблажек нет. В результате, стресс стал обычным состоянием детей, находящихся на дистанционном обучении. «Вылетевший» интернет – это, кстати, наименьшее из зол при «дистанционке». Вы, к примеру, представляете себе, что такое для 10-и летнего ребенка написать два диктанта за урок русского языка на оценку при том, что звука практически нет и учителя, диктующего задание, почти не слышно? Дочь писала такой диктант и плакала…
Но и это не самая большая проблема. Дети с самого утра и допоздна сидят у компьютера. Потому что после стандартных 5-6 уроков надо еще сделать домашнее задание. И в дополнение к нему – то, что не успели доделать на уроке, напичканном заданиями. И все это в условиях самоизоляции, без прогулок и свежего воздуха. Кстати, рекомендации самоизолироваться на даче с учащимся дистанционно ребёнком привели многих к разорению на счетах за видеоконференции в Интернете.
Сколько же часов в день может проводить подросток у компьютера?
«Подросток должен работать в следующем режиме: 40 минут у экрана компьютера, затем – 20 минут перерыва. Ребенок должен походить, посмотреть вдаль, отвлечься. Если сидеть у компьютера непрерывно, можно заработать или усугубить близорукость, возникнет спазм аккомодации – в общем, достаточно серьезные проблемы со зрением. В общей сложности подросток не должен проводить у компьютера больше 6-и часов в день. Выход за эти временные рамки может иметь мало предсказуемые последствия», – заявила «НИ» доктор медицинских наук, зав. педиатрическим отделением клиники института глазных болезней им. Гельмгольца Людмила Коголева.
«Есть дети, которым категорически запрещено проводить много времени за компьютером в силу обстоятельств, связанных со здоровьем. Но если речь идёт о среднестатистическом подростке без каких-либо очевидных противопоказаний, то время за компьютером может варьироваться от 2-х до 6-и часов в день. Если же подросток, например, сидит весь день до вечера за компьютером — это может угрожать не только зрению, но и состоянию психики», – считает педиатр районной детской поликлиники Ирина Р.
Дистанционное обучение создало массу проблем не только детям. Если ребенок на «дистанционке», родители, которые также в большинстве случаев переведены на период самоизоляции на удаленную работу, вынуждены постоянно решать технические проблемы.
Из комментариев в соцсетях.
Lor Romanova: «У меня три школьника, и я физически не осиливаю всё это, как и многие мамы, а уж детям совсем тяжко, хочется плакать».
Ирина Ваниян: «У нас двое детей, 5-й и 1-й класс, и звук не аховый, и все в одной комнате, хоть у каждого свой комп. И объём заданий большой!».
Pavel Lapin: «А где сказано, что в каждой семье, на каждого ребенка, за счет родителей должно быть по компьютеру с доступом в интернет?»
В условиях дистанционного обучения учителя повели себя по-разному. Одни ведут уроки как в обычной школе, не делая скидок и поблажек. Другие, по сути, перевели стрелки на родителей, сведя объяснения на уроке к минимуму. Зато на дом – необъятный материал для «самостоятельного освоения». Разумеется, с родителями. Потому что 10-и летний ребенок не в состоянии самостоятельно разобраться в том, что такое, например, «внешнее дыхание» и зачем нужны альвеолы, а также как они устроены (это из курса «Окружающего мира» за 4 класс). Это нужно знать для того, чтобы написать контрольную работу. Правда, при ее написании учитель разрешает пользоваться учебником и тетрадью. В чем смысл таких контрольных? В том, чтобы отчитаться и поставить галочку?
В соцсетях сейчас многие задаются вопросом: «А можно ли вообще отказаться от дистанционного обучения?». Мы обратились с этим вопросом к юристу Юрию Задорожному. «Согласно п.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация несёт ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции: за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; за качество образования своих выпускников, за жизнь и здоровье обучающихся, за нарушение или незаконное ограничение права на образование. В сложившейся в настоящее время ситуации перевод на дистанционное образование является вынужденной мерой. Каждое образовательное учреждение в рамках закона разрабатывает положения о дистанционном образовании и порядок перехода на него. Вам необходимо персонально оговорить нюансы обучения с классным руководителем или директором школы. В данном случае ответственность будет лежать на родителе», – пояснил юрист. То есть отказаться от «дистанционки» теоретически можно. Но если ваш ребенок получит в результате «годовые» двойки и не будет переведен в следующий класс – виноваты в этом будете, разумеется, вы, родители. Если на видеоконференции связь плохая и дети не слышит диктант – виноваты опять же родители. Школа, по моему опыту, не считает нужным ничего предпринять, чтобы помочь ребенку или исправить ситуацию.
Из комментариев в соцсетях.
Rena Ibrahimova: «Это эксперимент. А мы – подопытные. Это все так противно… Мучаем детей и педагогов. Сколько можно издеваться над нами!».
Наталья Новакова: «Мы подписали расшеренную по сетям петицию против дистанционного обучения. Все уже понимают: коронавирус, дистанционное образование, пропуска, QR- коды, – все это звенья одной цепи, конечная цель которой – создание цифрового концлагеря».
Тем временем, дистанционное обучение уже практически одобрено на государственном уровне. В Министерстве просвещения России заявили о том, что готовы заняться законодательным урегулированием дистанционного образования. Глава ведомства Сергей Кравцов призвал присоединиться к этому процессу экспертов и заинтересованные ведомства. До этого о необходимости закрепить статус дистанционного образования говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Руководители разного уровня давно и упорно твердят нам о прелестях дистанционного образования и искусственного интеллекта. «И не нужны нам математические школы. По-моему, это пережиток прошлого. Я категорический противник математических школ, потому что математические школы — это там, где отбирают людей и пичкают их одним монопредметом. Так было в Советском Союзе, и мне кажется, что это не очень хороший опыт»,— считает глава Сбербанка Герман Греф.
"Чем мы страдаем? Это переполненность знаниями и недостаток навыков в обучении. Мы как работодатель в первую очередь хотим получать людей с навыками, потому что знания, обширность этих знаний сегодня являются вторичными", — сообщил глава Сбербанка, обсуждая с рядом ВУЗов программы для студентов, которые будут востребованы на рынке труда. Возникает вопрос: какое отношение глава Сбербанка имеет к образованию? В каком качестве он дает рекомендации по выбору учебных программ? Можно, конечно, предположить, что на основании того, что супруга Германа Грефа, Яна, – владелица частной школы. Вполне себе нормальной, не обремененной программами развития «искусственного интеллекта» школы, куда, к слову, переманивают лучших педагогов из ТОПовых московских школ? Почему в частной школе супруги главы Сбербанка обучение так отличается от рекомендаций Германа Грефа? Все просто. По информации Forbes, в этой школе у Грефов учатся обе дочки, туда же в садик ходит внучка Грефа — дочь его старшего сына Олега.
Выходит, Герман Греф по-разному представляет образование, которое должны получить его дети и все остальные?
«Наших детей превращают в неких биороботов. Серьёзные знания и программы заменяются тестами и играми, вводят цифровую оценку, убирают реальные экзамены, убирают человеческое общение. Цель – окончательно перейти к цифровому профилю обучающихся. Вся собранная информация впоследствии будет сопровождать человека всю его жизнь, ляжет в основу электронной трудовой книжки и всего так называемого цифрового следа, всего цифрового профиля гражданина, который тоже уже готовится. Всё это приведёт к формированию человека служебного, под выполнение определённых задач», – заявила кандидат исторических наук, директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ Ольга Четверикова в эфире ютуб-канала «Студия Рубеж».
Во всем происходящем есть и прагматичный экономический подтекст. Дистанционное образование делает возможным замену учителей набором лекций или , как это происходит сейчас в большинстве случаев, перекладыванием обучения детей на плечи родителей. И это ничего, что вы ничего не понимаете в анатомии или астрономии – жизнь научит. Кстати, по информации сопредседателя Межрегитнального профсоюза учителей Марины Балуевой , 21 апреля поступило сообщение, что руководство Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже планирует «корректировку» бюджета образования. Разумеется, в сторону уменьшения. «Главам администраций и директорам велено вынести предложения, и они уже услужливо предлагают, нет, не увольнения (что вы, как можно!) «приостановку вакантных ставок». Незнакомым со словесной эквилибристикой управленцев отдельно объясняю: если на одного работника нагрузить работу по двум ставкам, то соседняя ставка сразу станет «вакантной», далее вы сами сообразите, что к чему», – пояснила Марина Балуева.
Что будет дальше? Знаете, я оптимист. Но по-моему, это образовательный тупик.