Республика сектантов
Основная проблема Молдовы последнего десятилетия – отсутствие солидарности и единой национальной идеи. «Разделяй и властвуй» гласит афоризм со времен Юлия Цезаря. Именно это и происходит в Молдове: политики с диктаторскими замашками разделили нас на группы по интересам, религиозным, политическим, сексуальным, этническим, историческим и так далее. Однажды разделенные, мы начали собирать идеологические кости, брошенные нам политиками и пожирать друг друга. И это разделение превратило страну в людей, разделенных по интересам, то есть, в страну сектантов.
Молдова состоит из четырех миллионов сектантов и каждый из них думает, что его секта лучше всех. Молдаване разделены на русских и румын, молдовенистов и унионистов, демократов и коммунистов, либералов и социалистов, гомофобов и защитников прав человека, христиан и атеистов, блоггеров и журналистов, звезд и артистов, шоферов и пешеходов, русскоязычных и румыноязычных. Список можно продолжать. Понятие «молдаван» также было взято для манипуляций интересов сектантов партий. Нет ни идеи, ни личности, вокруг которой могли бы объединиться все. Герои и личности делятся на «наших» и «их». Для одних Григорий Виеру – поэт, для других –«фашист». Ни одна партия за последние два десятилетия не предложила программу, которая объединяла бы интересы всех граждан этой страны, молдаван, русских, румын, гагаузов, украинцев. Молдова и не похожа на государство, а скорее, на федерацию маленьких самостоятельных государств, созданных и управляемых хаотично.
В этом контексте интересно, какую Республику Молдова увидел председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу во время визита в Кишинев? Что он хочет взять в Европу: государство в настоящем смысле этого слова, или федерацию сектантских государств? Жаль, что Баррозу не встретился ни с кем из представителей оппозиции. Тогда он смог увидеть бы и другую сторону Молдовы, потому что и коммунисты Воронина представляют собой Молдову, мы их выбрали и поддерживали восемь лет. И это лицо Молдовы, мы не можем отрицать, что его не существует. И я не понял бойкот со стороны оппозиции в отношении визита Баррозу. Кажется, только Зинаида Гречаная попыталась встретиться с комиссаром. Конструктивная оппозиция разорвалась бы на части, лишь бы хотя бы на 15 минут встретиться с политиком уровня Баррозу. Жаль, что коммунисты отвергли этот визит. Они могли быть услышанными, а Баррозу мог узнать, что Молдова – это не только правящий Альянс. Коммунисты повели себя, как обиженные школьники, которые обиделись и пошли домой, как настоящие сектанты, которые не видят дальше, чем им позволяет идеология их партии. Мне кажется, это было самое глупое, что сделала ПКРМ в последнее время. Из-за слепой ненависти к правительству, ПКРМ предало свой электорат, который представляет добрую часть населения. Вместо того, чтобы признать, что правительство достигло успехов во внешней политике, несмотря на все провалы в других областях, коммунисты вернулись в свою секту, продолжая бороться со своими собственными демонами.
Может стоит оставить секты и создать единый национальный идеал? Мне кажется, что все граждане Молдовы, независимо от нации, должны бороться за национальное объединение. Разделенные на секты, мы не сможем ничего добиться.