Сдавайте валюту, нелюди!
Ты, учительница, продай свои тысячи лир стерлингов, которые ты получила в качестве европейской зарплаты от нашего демократического европейского правительства. Ты, пожарник, врач, полицейский, сдай доллары, которые накопил с европейских достойных зарплат, выданных тебе твоим демократическим и европейским правительством. И ты, безработный, покинувший давно родину и присылающий деньги свои детям, скажи им продать валюту и спасти страну от кризиса.
Прошу прощение за такое вступление, но именно так я понял заявление руководителя Национальным банком Молдовы Дорина Дрэгуцану. Он собрал пресс-конференцию, из которой стало ясно, что мы, простые смертные, виноваты в падении национальной валюты. Господин директор пояснил, что лей упал потому, что народ, испуганный и паникующий, имеет много валюты, но прячет ее и не хочет продавать.
При этом господин директор не объяснил, почему сейчас все дорожает, даже топливо, которое во всем мире дешевеет. Это не в его компетенции – давать объяснения, тем не менее, он нас заверил, что речь ни в коем случае не идет о «кризисе». И куда пропал миллиард евро тоже не рассказал. Мы, те, которые прячем валюту и не хотим ее продавать, считаем, что отсюда начался этот кризис, от исчезнувшего миллиарда. А то, что у господина директора этот миллиард увели прямо из под носа, говорит о двух вещах: либо он глуп, либо он сообщник. В первом случае ему необходима отставка, во втором – тюрьма. Наш «портье» даже не заметил, когда у него украли ворота, либо был сам участником кражи. Правильно кто-то говорил на днях: обесценивание национальной валюты – политическая проблема, не экономическая. Наша политика погрязла в грязи, безразличии и бандитизме, но не стоит их винить, мы их выбрали, снова и снова. Знали, кого ведем к власти. Поэтому сейчас мы должны стерпеть эту пощечину. Интересно, что зарплату мы получаем в леях, а миллиард «смылся» из страны в валюте. Забудем и это.
Что же будет с нами дальше? Что будет с нашей национальной валютой? Понятно, что будет сложнее, чем было, но панику разводить тем не менее не стоит. Паника усугубит ситуацию. Затянем пояса. Будем стирать пеленки, потому что наша зарплата, в отличие от зарплаты депутатов, не позволит нам покупать подгузники. Будем меньше есть и больше использовать дневной свет, потому что электричество подорожает. Будем выживать на зарплату в 50 и 100 евро. Пенсионеры продолжат считать копейки и жить на хлебе с водой. Потому что именно этим мы занимаемся уже многие годы – выживаем.