Сколько нам еще барахтаться в «переходном» болоте?
После распада СССР все бывшие советские республики стали пропадать по отдельности, кто как мог. Как минимум три из них, страны Балтии: Латвия, Литва и Эстония, проявили ориентацию, повернувшись лицом к Западу. Так в 2004, спустя всего 13 лет после распада империи, они вступили в ЕС и НАТО.
В этом году, спустя почти два десятилетия нерешительности, еще три страны бывшего СССР: Молдова, Украина и Грузия начали движение в сторону ЕС, подписали Соглашение об ассоциации, но не гарантировав четкой перспективы вступления. Отсутствие твердости, боязливые колебания между Востоком и Западом, Россией и ЕС, стоили дорого населению этих стран.
Анализ основных экономических индикаторов показывает, что эти шесть постсоветских стран упали резко в 1991 году, но когда в 1994 страны Балтии начали расти, Молдова, Грузия и Украина погрязли в болоте нерешительности на пути к стабильному курсу.
Экономический паралич
В 1991, когда рухнул СССР, Молдова имела национальных доход на душу населения (показатель отражает уровень жизни населения) – 3, 600 долларов. И восемь лет подряд этот показатель продолжал падать, достигнув в 1999 году 1.800 долларов. После чего начался незначительный рост, вероятнее всего благодаря самим же гражданам, которые начали работать за границей. До уровня 1991 года наша страна сумела добраться только в 2007, а в 2012 ВНД составлял уже 4, 712 долларов (рост на 30% за 21 год).
Эволюция Грузии и Украины похожа на нашу. По данным Мирового Банка, грузины имели в 1991 году ВНД – 4.210 долларов на душу населения, а украинцы – 6.560. Сейчас эти показатели увеличились до 6.760 в Грузии (рост на 60%) и 8.670 в Украине (рост на 32%).
«Балтийское чудо»
Теперь посмотрим на то, что происходило в странах Балтии. В Латвии ВНД вырос от 7.090 в 1991 году до 21.390 долларов в 2012 году. В Эстонии от 9.050 до 23.080 долларов. В Литве от 6.960 до 22.900 долларов. Получается, в то время, пока Молдова, Украина и Грузия топтались на месте, три балтийские страны смогли поднять свой уровень жизни в два-три раза.
Прибалты смогли быстро и эффективно активизировать экономику, несмотря на то, что и они сталкивались с провокациями. После распада СССР у них не было автономных, дееспособных институций, не было экономических отношений с другими странами, 90% коммерческого обмена происходило с Россией.
Но с провозглашением независимости они начали глубокую реорганизацию. Начали отдаляться от влияния России, ориентируясь на Запад. Балтийские страны начали продвигать политику, обеспечивающую стабильности макроэкономики, обеспечили привлечение иностранных инвестиций и смогли вступить в ЕС раньше Румынии и Болгарии.
Наше же правительство на протяжении двадцатилетнего правления загубило индустрию, сельское хозяйство и ничего взамен не создало. В то время, как наши политики имитировали реформы, а общество продолжало быть разделенным между Востоком и Западом, в странах Балтии существовала политическая воля изменений. А общество поддержало проевропейский путь. Так были созданы вновь, либо реформированы все учреждения, проведены разумные приватизации и освобождена торговля, что помогло восстановиться экономике.
За период 2000-2008 год страны Балтии зафиксировали небывалый экономический рост, 8-9% ежегодно, были лидерами в использовании европейских фондов, показывая потом в Брюсселе стратегии и жизнеспособность проектов. Эта эволюция произошла и благодаря высококвалифицированной рабочей силе, что привлекало предпринимателей.
Прямые иностранные инвестиции в годы предшествовавшие кризису в странах Балтии достигли: 20% ВВП в Эстонии, 8, 5% в Латвии и 6% в Литве. Уровень безработицы упал с 14-16% в 2000 году до почти 4% в Эстонии и Литве и 6% в Латвии в 2007 году.
Ближе к Брюсселю, или Москве?
Возвращаясь к Молдове, отметим, что после 20 лет неопределенности, мы являемся самой бедной страной в Европе, с уязвленной системой безопасности, в зоне, где Россия еще проводит свои игры. Половина Молдовы готова перейти на сторону Запада, половина же еще не выбралась из крепких объятий Востока, пребывая в безмолвии.