Констанца Дохотару – молдаванка, занимающаяся архитектурой на Мальте

Констанца Дохотару – девушка, к которой через пять лет надо обязательно снова вернуться и взять интервью, чтобы узнать, где еще она побывала и каких вершин в карьере достигла.
Путь Констанцы к «гражданской архитектуре»
Итак, с 2009 и по нынешний год она училась в Институте Архитектуры в Тимишоаре. Через две недели после своего пребывания в Банате Констанца стала организовывать интеллектуальную игру «Что? Где? Когда? Тимишоара». Затем последовали многочисленные летние практики на факультете. Таким образом, буквально с первых лет она стала применять на практике изученное. На третьем курсе она работала во многих архитектурных бюро Барселоны, Испания. Сюда девушка попала спонтанно: узнала о возможности поработать летом по стипендии Erasmus. Спустя две недели она уже потягивала испанскую сангрию. Там же и поняла, что предпочитает не заниматься архитектурой и не работать в подобных офисах. «Архитектура – это только деталь. Ею может заниматься и занимается кто угодно. Хорошо, или плохо – другой вопрос. Мне нравятся более социальные и гуманитарные стороны моей профессии», – поясняет Констанца.
Последние годы университета были самыми плодотворными. «На пятом курсе в нашей школе существовала традиция – поехать по стипендии Erasmus куда-то. Я решила не идти против течения и отправилась в Палермо, на Сицилию. Нас было несколько приятелей, мы один семестр там прожили, изучая архитектуру», – вспоминает девушка. Затем по стипендии AUF она поехала в Монреаль, Франция, где работала в маленьком архитектурном бюро. «Бюро было маленьким, атмосфера – интимной. Только так можно научиться чему-то», – вспоминает архитектор. Там она научилась делать проекты, как полагается, в реальном времени, с реальным заказчиком, бюджетом, на французском. Там же во Франции она стала свидетелем того, как урбанистические законы жестко соблюдаются, не как в Молдове. «Мы работали над одним домиком в Гранд – Мотте, городке, где была запрещена любая реклама и любой фасадный цвет, кроме белого. Что может быть красивее! Белые и туристические виллы, и известные брутальные замки на берегу моря», – говорит Констанца.
Помимо чудесного опыта в странах Западной Европы, перед тем, как покинуть Румынию, Констанца вместе с тремя коллегами защитила совместную дипломную работу: «Вмешательства в общественное пространство». Когда дела пошли на лад, в сентябре прошлого года девушки создали НПО „În comunitate” («В сообществе»). Его задача – повысить качество городской жизни в историческом квартале Тимишоары, Фабрик, путем вовлечения жителей в процесс реорганизации соседствующего общественного пространства.
От мечты к реальности: Мальта
В Румынии после окончания университета, каким бы они ни был, перед студентами всегда встает дилемма: как найти работу? «Союз Архитекторов ничем толком не помогает, а только ежегодную плату берет», – говорит Констанца. Именно это стала причиной поиска работы за границей. Так она попала на Мальту. Уже имея опыт, ища «маленькие, миленькие и менее архитектурные» бюро. «У меня собрался уже длинный список, но гуляя по гугл-мэпс я случайно увеличила в 20 раз изображение карты (именно столько нужно, чтобы разглядеть Мальту) и заметила этот остров, который всегда мечтала посетить. Нашла маленькое бюро, где сейчас и провожу время, подала заявку и меня приняли. Это было в апреле», – рассказывает молодой архитектор. Все бы хорошо, но к тому времени девушку уже приняли в другое бюро, в Мадриде. Но переговоры с коллегами на Мальте убедили ее выбрать работу именно в том месте, которое она мечтала посетить.
Констанца ее называет: "Таинственное место, скрытое от туристов"
«Если однажды начинаешь путешествовать, то как будто заболеваешь и не можешь отделаться уже от этого. Тоску по путешествиям я скопила еще в XII классе, когда уезжала из Молдовы. Был 2009, твиттерная революция того апреля, коррумпированные университеты, расстройство за расстройством. Однажды вечером, возвратившись домой, поднявшись на четвертый этаж, рассматривая стены, я поняла, что уже долго сюда не вернусь. Сейчас я туда поднимаюсь намного реже, только когда навещаю родных», – говорит Констанца.
На Мальте она согласилась работать два месяца, но затем решила остаться на полгода. Бюро, в котором работает сейчас девушка в городе Хамрун, – как раз ей по вкусу. «Я занимаюсь архитектурой, урбанизмом, сегодня сделала один логотип, затем нужно иметь исследования и потом проект, который включает местное сообщество, как часть проекта «Валлетта – европейская культурная столица 2018» (прим. ред. Валлетта – город-побратим Хамруна). Сейчас я работаю одновременно над тремя проектами. Внутреннее обустройство, резиденция, реабилитация, а также готовлю графические изображения для конференции о весеннем общественном участии», – поясняет специалист.
Гостеприимство, традиции и тайна. На Мальте – как в Молдове
Несмотря на расстояние в 3000 км от дома, кажется, что сущность мальтийцев не сильно отличается от нашей. «Первый день на Мальте я провела почти полностью в автобусе. Ехала на другой конец острова и на одной из дорог велись ремонтные работы. Вместо часа в итоге мы ехали все три. Тогда я начала замечать сходства между Молдовой и Мальтой», – говорит Констанца. Девушка находится в стране всего полтора месяца, но ее уже пригласили на семейный ужин, а на следующей неделе – на свадьбу. «Свадьба будет, внимание, на 650 человек. Звучит знакомо, не так ли?», – иронизирует девушка. Кроме того, и кулинарные предпочтения мальтийцев схожи с нашими. «Здесь существует культ выпечки. Они едят хлеб на хлебе с хлебом посередине», – говорит наша соотечественница. Кроме этих более, или менее забавных сходств есть еще одно – лингвистическая проблема. На Мальте 70% населения говорит хорошо на английском. «Их родной язык – мальтийский. Это семитский язык, использующий латинскую графику и некоторые специфические символы. Они очень гордятся своим языком и осуждают коренных мальтийцев, которые говорят на английском», – говорит Констанца.
Капелла Св. Марии Магдалины. Мальта
То ли из-за схожести с Молдовой, то ли по причине возможностей, предоставляемых Мальтой, Констанца Дохотару чувствует себя там очень хорошо и благодарна тому ветру, который ее туда занес. «Не знаю еще, что буду делать, когда уеду отсюда. Знаю, что завтра буду учить хозяйку дома, в котором живу, готовить фаршированный перец по рецепту моей бабушки», – с улыбкой до ушей заявляет Констанца.
Анна Герчиу