Жизнь в интернате: не хотят, чтобы их жалели, хотят, чтобы их любили

Сейчас ребята могут себе позволить мечтать о светлом будущем, учиться какому-то ремеслу и даже покинуть интернат. Кто-то хочет стать журналистом, кто-то музыкантом, художником, поэтом. Некоторые не теряют надежду обрести семью, или хотя бы возможность видеться с родителями. Многие из воспитанников попали в интернат еще до своего первого произнесенного слова, а понятие «родители» для ребят настолько странно, что они даже избегают его упоминать.
Мы отправились в Дом-интернат для детей с ограниченными умственными способностями с не очень позитивными ощущениями. Неоднократно в прессе появлялись сообщения о жутких вещах, которые приходится терпеть воспитанникам здесь. Интернат находится на окраине Оргеева, чтобы туда попасть нам пришлось проехать мимо кладбища. У входа в Дом-интернат нас встретил охранник и провел в кабинет директора. Здание оказалось старым, но вроде бы довольно крепким.
Внутри преобладала расслабленная атмосфера. Из комнат доносились звуки музыкальных инструментов и голоса ребят, поющих хором. Стены учреждения окрашены в яркие цвета, по коридорам то и дело проходят работники с воспитанниками под руку. Смеются. Рассказывают забавные истории. Встречают гостей. Один из ребят жал нам долго руки. Казалось, очень рад видеть новые лица.
Паззл – эффективный метод реабилитации
Большая семья в маленьком селе
Дом-интернат напоминает маленькое село со своими законами и традициями. Сейчас здесь помещаются 208 воспитанников, все – мальчики. Из них: 57 – дети и 151 – взрослые. Возрастом от 7 до 40 лет. В интернат можно попасть посредством рекомендации со стороны Министерства труда, семьи и социальной защиты.
Диана Чикуш, директор Дома-интерната, говорит, что большинство ребят родители оставили еще в роддоме. Оттуда дети попадают в детские дома, находящиеся под юрисдикцией министерства, а по достижению четырех лет некоторых помещают в Дом-интернат в Оргееве. «К нам направляют мальчиков, а девочки попадают в подобное же заведение в Хынчешть. Больше всего у нас воспитанников из муниципия Кишинэу. Раньше, когда нашим ребятам исполнялось 18 лет, их переводили в психоневрологические интернаты для взрослых. Но несколько лет назад было решено, чтобы они оставались у нас, потому что уже к 18 годам привыкают. У всех наших воспитанников диагноз «умственная отсталость». Но кроме этого у многих из них есть и другие проблемы, например, 70 человек – колясочники, а еще 30 прикованы к постели и не могут сидеть», – говорит директор, отмечая при этом, что все живут в интернате, как большая семья, со своими радостями и печалями.
Диана Чикуш, директор Дома-интерната, ежедневно общается с воспитанниками
«Задувай свечу и загадывай желание»
Нашу беседу прервала работница, пригласившая всех на день рождения одного из мальчиков. В одном из залов раздавались звуки аккордеона, от чего дрожали стекла. Посередине вокруг стола собрались воспитанники, поздравлявшие Сашу, молодого человека, которому исполнялось 30 лет. Преподавательница музыки создавала атмосферу. У именинника был праздничный колпак на голове, парень следил за тем, как все веселятся. Во главе стола стоял огромный торт, приготовленный тут же на кухне. На торте горела свеча. «Саша, задувай свечу и загадывай желание. Никому его не говори, чтобы исполнилось», – подбадривала парня воспитательница. Саша набрал в легкие воздуха и..уууууф..задул свечу. Все захлопали. А через пару минут о торте напоминали только несколько капель сливок на подносе.
Александру (во главе стола) исполнилось 30 лет
От Дианы Чикуш мы узнали, что с февраля 2016 в доме-интернате работают 10 залов для различных видов деятельности: тренажерный зал, компьютерный зал, музыкальный, зал «умелые ручки», реабилитационный центр и другие. Их посещают по 8-15 человек в группе. У колясочников залы на первом этаже. Остальные же занимаются на втором. Каждому воспитаннику разрабатывается своя программа в зависимости от личной индивидуальности.
«Хотелось бы чего-то покрепче, но здесь алкоголь запрещен»
На первом этаже в хорошо освещенном и раскрашенном помещении мы встретили еще троих ребят. Каждый был чем-то занят. Игорь ткал ковер, Вася считал в тетрадке до 11 тысяч, а другой Василий читал сказки.
Вася попал в интернат 22 года назад в осенний пасмурный день. Он говорит, что хорошо помнит те переживания, несмотря на то, что ему было всего шесть лет. Его перевели из бельцкого интерната. «Мне нравится математика, а вот в чтении не очень получается. Я смотрю новости каждый день. Знаю всех министров. Утром встречаю работников, а днем гуляю по коридорам, иду к бухгалтеру, или в приемную. Из еды мне нравятся голубцы и фаршированный перец. Из питься хотелось бы чего-то покрепче, но здесь алкоголь запрещен», – рассказывает улыбаясь молодой человек.
Вася в творческом процессе
Десять воспитанников смогут выйти в мир
С тех пор, как директором стала Диана Чикуш, многое в интернате поменялось. Некоторые из работников ушли, другие вышли на пенсию, или были уволены. На их места взяли молодых специалистов. Дом-интернат в Оргееве – в процессе тотальной реорганизации. Есть проект о перестройке жилого комплекса. На сэкономленные в 2016 году средства администрация купила одну квартиру и один дом в Оргееве. Таким образом, есть в планах выпустить десятерых воспитанников за пределы интерната и интегрировать их в общество. В ближайшем будущем приобретенные помещения оснастят всем необходимым, а будущие их обитатели смогут наслаждаться свободой. «Для того, чтобы их туда поселить, ребят надо подготовить, потому что многие попали в интернат с детства и реальная жизнь может оказаться для них стрессом. Но даже если ребята и переедут в новое жилье, наши сотрудники будут следить за ними и помогать», – уверяет директор.
Старшая граппу. Самому взрослому воспитаннику – 40 лет
Из 208 воспитанников почти у половины есть родители, во всяком случае, по документам. Но большинство ребят никто не посещает. Хотя глава учреждения говорит, что есть и ответственные родители, которые навещают детей раз в неделю, или хотя бы раз в месяц. Некоторые берут отпрысков домой на неделю, месяц. А есть такие родители, которые меняют прописку и «забывают» известить социальных работников о новом адресе. В итоге, если воспитанник умирает и родственники не находятся, то все берет на себя интернат. Ребята копают вместе могилу и провожают друзей в последний путь.
«Они вправе идти туда, куда захотят»
Случается, что в некоторые дни воспитанники интерната более агрессивны и раздражены. Тогда у работников нет иного выхода, нежели говорить с ребятами и только в крайних случаях применяются успокаивающие препараты.
Шахматы – популярное занятие в холодное время года
«В нашем интернате никого не закрывают в комнатах и даже изолятора у нас нет. Все вправе идти туда, куда захотят. Когда кто-то из воспитанников постоянно буянит и представляет опасность для других, то единственный шанс – перевести его в подобное же место, но для взрослых. Пока что мы с такими случаями не сталкивались. Стараемся включать воспитанников в социальную жизнь», – говорит глава дома-интерната. Она вспоминает, что несколько лет назад один из пациентов одел полицейскую форму, полученную в подарок от родственников, и пошел в центр Оргеева «регулировать» движение. Навел беспорядок на дорогах, его привели назад в интернат в сопровождении уже настоящих полицейских. Хотя недавно случился менее забавный инцидент. Один из воспитанников нахамил работнице, а она его за это ударила. Женщину в итоге уволили.
В столовой все едят по очереди
Зарабатывают те, кто работают
Самым пользующимся спросом местом в интернате является зал «умелые ручки». Здесь мальчики шьют ковры, рисуют, делают бижутерию и затем продают это все на рынке, или на специальных выставках. В ателье мы встретили Ивана Станева, 22-летнего позитивного парня. Он попал сюда с четырех лет. Говорит внятно и логично. Гордо рассказывает, как был в один из Новых Годов в большой оргеевской семье и праздновал вместе. Иван вышивает бисером, а из вырученных денег даже смог купить телефон. Он мечтает о настоящей работе и достойной жизни. «Я общаюсь со многими ребятами по соцсетям, а они уговаривают родителей взять меня на пару дней к ним, чтобы вместе провести время. Так и у меня бывают маленькие праздники», – радуется Иван.
В зале "Умелые ручки"
Таланты и мечты
Там же мы встретили Сергея Постолаке, парня, который разрисовал стены интерната. Администрация помогла ему записаться в художественную школу в Оргееве, которую он посещал четыре года. Работники в шутку говорят, что где есть деньги – там и Сергей. Летом парень помогал работникам делать ремонт и получил 6000 леев, на которые купил себе телефон и ноутбук.
За пару часов в интернате мы познакомились и с очень талантливыми ребятами. Виктор и Марчел получили Гранд-При и первое место в конкурсе «Золотое яблоко». Они спели каждый по песне, посвященной маме и поразили сердца жюри. Марчел говорит, что мечтает стать журналистом и никогда не перестанет совершенствоваться, а Виктор мечтает записать когда-нибудь свой собственный диск и снять видеоклип.
Одна из картин Сергея Постолаке на стенах интерната
В настоящее время в оргеевском Доме-интернате для детей (мальчиков) с ограниченными умственными способностями работают 178 человек персонала. Из них 100 – воспитателей, которые сменяют друг друга каждые восемь часов. Зарплата воспитателя – 1080 леев в месяц. Работают здесь и в выходные. Со всеми премиями, рабочим стажем и другими добавками работник может «дорасти» до зарплаты в 1800-2000 леев.
Дорин Галбен