Реформирование правительства: между популизмом и оптимизацией

При этом Филип утверждает, что «информация, появившаяся в прессе, не совсем отвечает реальности». Он говорит, что реформа еще обсуждается в рамках правительственной коалиции, поэтому ему жаль, что в сети уже появляются какие-то варианты. «То, что появилось в прессе, – это первый вариант реформы, который претерпел изменения. Я считаю, что это первоосновная реформа, особенно учитывая, что в этот период я плотно ознакомился с тем, как обстоят дела в данной области. И сделал очень грустное заключение – государственные учреждения работают очень слабо. Работники данных учреждений не обладают самыми необходимыми качествами», – заявил премьер в рамках одной из передач на ТВ.
Пока что представим вам первый вариант реформы. В составе правительства планируется оставить Министерство экономики и инфраструктуры – микс нынешних Министерства Экономики; Министерства регионального развития и строительства (компонент строительства); Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры; Министерства информации и коммуникаций. Еще одним планируемым министерством может стать Министерство здравоохранения и социальных вопросов (сращение Министерства здравоохранения; Министерства труда, социальной защиты и семьи и Национального центра менеджмента в области здравоохранения). Согласно первоначальному проекту планируется создать Министерство образования, культуры и исследований (объединение Министерства образования; Министерства культуры; Министерства молодежи и спорта; отдела Академии наук РМ, отвечающего за исследования; Агентства по туризму; Бюро межэтнических отношений). Также произойдет слияние Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности с Министерством регионального развития и строительства (региональный компонент); Министерством окружающей среды; Агентством земельных отношений и кадастра. Все они сольются в единое Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды.
Министерства, которые могут остаться нереформированными: Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Министерство обороны.
Мы поговорили о возможных изменениях в количестве министерств с избранниками народа, нынешними, или бывшими министрами, премьер-министрами и депутатами.
Валериу Стрелец, премьер-министр РМ 30 июля – 30 октября 2015:
На самом деле, вывод должны были делать эксперты «Sigma», которые начали работу по оценке Центральной правящей власти в сентябре прошлого года и должны предоставить отчет в марте этого года. Мы должны были решить, где органы центральной власти перегружены, а где не дотягивают. После этого мы должны были принять решения касательно структурной корректировки, направленной на качественную составляющую, а именно: мотивировать компетентных и честных людей занимать общественные должности. После этого уже следуют изменения и в количественной структуре, а именно количество министерств и департаментов. На данный момент, то что я вижу, похоже больше на количественные сокращения, а аргументирования качественного аспекта этой реформы я не наблюдаю. Именно отсутствие этого аспекта я отметил еще в начале своего мандата. И начал привлекать в правительство компетентных людей, с опытом работы, но у меня не очень получилось из-за того, что уровень оплаты, даже на важных должностях, оставался средним и малым. Поэтому также необходимо было улучшить функциональность определенных правительственных структур. В тот период у нас был дефицит кадров, даже в госканцелярии 30% мест не были заполнены кадрами и не могли быть, потому что не подавались компетентные, честные кандидатуры, которые бы отвечали требованиям. Поэтому я, в качестве премьера, преследовал цель трансформировать таким образом центральную административную власть, чтобы осталось такое количество чиновников, которое нужно для того, чтобы грамотно управлять административной властью и при этом иметь нормальную зарплату. Зарплата чиновников должна быть такой, чтобы эта работа могла заинтересовать большее количество достойных кадров, часть из которых находится за пределами страны, либо в стране, но предпочитает работать в частном секторе, либо в различных посольствах.
Владими Хотиняну, экс-министр здравоохранения 2009-2011:
Я считаю, что структуризация нужна. Но не считаю, что «труд» должен быть с «социальной защитой». Если помните, в 2006 Министерства социальной защиты и здравоохранения тоже были в одном. Социальная защита занимается детьми с ограниченными возможностями, пожилыми людьми, пенсионерами. Какова общая их проблема? Здоровье, это помимо пенсии, которое государство должно им выплачивать, но самое важное – здоровье. Я считаю, что «труд» должен быть в Министерстве экономики, потому что есть рабочие места, анализ этих рабочих мест и так далее. В Европе тоже во многих странах объединены министерства. Например, во Франции: Министерство здравоохранения и Министерство социальной защиты. О сокращении количества министерств могу сказать, что это хорошо, потому что вот в США население – 300 миллионов человек и у них всего девять министерств. А у нас на три миллиона населения 560 чиновников…это слишком много.
Валериу Гилецкий, независимый депутат:
Несомненно, реформа центральной администрации нужна. Поэтому попытки правительства внедрить эту реформу – приветствуются. Но должен признаться, что я скептичен касательно этой реформы, особенно чрезмерного снижения количества министерств. Я не видел исследований, которые бы оправдывали это. Больше видна популистская попытка в том, как взялись за эту реформу. При этом есть многие негативные факторы, которые не учли. Объединение определенных областей, которые требуют отдельного подхода и будут контрпродуктивными. Например, как министр, специалист в определенной области, сможет обеспечить эффективное управление для другой области, которая ему чужда? Лучше всего было уменьшить министерские аппараты там, где они многочисленны. Было бы меньше чиновников, но лучше оплачиваемых, а эффект был бы намного лучше. Еще есть вопрос о качестве решений, принимаемых правительством, исключительно с политической точки зрения. Решения правительства являются чрезвычайно важными. Я считаю, что есть разница между решением, принятым девятью и шестнадцатью лицами.
Богдан Цырдя, депутат ПСРМ:
Не очень понимаю смысл подобных изменений, потому что они носят больше популистский характер. Спекулируют снижением количества депутатов, судей, количеством министерств. Это международная практика, теперь и молдавская. На самом деле, 16 министерств – это формула, которая в каком-то смысле установилась за 25 лет независимости. Каждый министр несет ответственность в соответствии с конкретными политическими условиями за определенные сектора, как то: экономика, социалка, финансы, обороны, иностранные дела и так далее, это основные направления. Предположим, что здесь есть определенные популистские маневры для того, чтобы понравиться электорату и утвердиться во власти. Это действия парламентского большинства, со стороны Филиппа и Плахотнюка.
А у нас все вопросы решает правительство, потому что все деньги в Кишиневе. И ты, который снижаешь количество министерств, количество чиновников, помимо того, что делаешь безработными несколько тысяч человек, еще и создаешь другие сотни проблемы. Кто будет их решать? Возьмем, например, дорогу и транспорт. Я не могу починить дорогу, или сменить систему канализации, а получится, что один министр должен будет делать работу трех. И вы думаете, что этот министр, который сегодня не может решить вопросы в рамках своего министерства будет решать проблемы трех министерств одновременно?!
Я боюсь, что это создаст хаос, дополнительные проблемы и те десятки тысяч долларов, которые они, якобы, хотят сэкономить, будут нам стоить потерь в сотни миллионов. Эта инициатива абсолютно бессмысленная. Если бы они привлекли инвестиции, укрепили местную автономию, создали рабочие места в селах, крепкий бюджет по районам страны, тогда да, тогда оставляйте девять министров.
Джеорджетта Карасюченко
Продолжение в полной версии